О Вере
(Почему я считаю, что лучше верить, нежели знать)
На предыдущей страничке – О Боге – я рассказал о своей встрече с Богом. Впоследствии я много думал о ней. Почему же Бог не предстал пред моими физическими глазами? Почему не позволил Себя увидеть?
Видите-ли, если бы я увидел Его своими обычными глазами, то я просто бы сказал вам, - я знаю Бога, я видел Его! Я бы нарисовал Его портрет и повесил бы его на стенку в своей комнате. Появилась бы еще одна икона (плохая или хорошая, не о том речь). Видимо, знание о чем-то, пусть даже и о Боге, - предположил я, - имеет какой-то изъян, которого не имеет вера. Что вера чем-то превосходит знание, хотя, конечно же, вовсе не исключает его. В чем же состоит это отличие и превосходство?
Я обратил внимание на то, что люди часто подменяют эти понятия – вера и знание – и, как следствие, путают их. Например, говорят – православная вера, католическая вера или иудейская вера.… Но чем они отличаются друг от друга? Набором догм и доктрин, традиций и обрядов, религиозных практик и своим административным аппаратом. Иными словами они отличаются только тем, что составляет предмет ЗНАНИЯ.
Люди по-разному знают о Боге и называют это знание верой. Потому и получается много вер или многоверие. А от него уже рукой подать и до многобожия. Именно в этой подмене веры – знанием и происходят, по моему мнению, разделения и конфликты на религиозной почве.
Тогда, при встрече с Богом в моей комнате, я понял одну вещь о вере. Что веру невозможно унаследовать от предков или научиться ей от учителей. Вера возникает от личного соприкосновения с Богом, в результате личной встречи с Ним. Когда я читал о Боге в книгах, это рождало во мне знание о Нем. Но когда я пережил Богоявление лично, во мне родилась вера. Вера – это дар Божий, который передается человеку Богом без посредников!
Итак, получается, что вера – это личная связь человека с Богом. И в этом смысле, вера – одна. Нельзя верить по-католически, по-православному, по-иудейски ... Можно поклоняться Богу по-разному, но вера в Бога – есть одна – Божья! Вера, как и надежда, и любовь – одна. Мы же не говорим, «православная любовь» или «католическая любовь». Так же и вера.
Знание разделяет людей, ибо все знают по-разному и в разном объеме. Вера в Бога объединяет людей! Потому что Бог – один, и в Нем все приходит в единство. И даже, если человек не верит в Бога, а верит, допустим, в коммунистическую идеологию, то для верующего в Бога человека, такой коммунист все равно – создание Божье, пусть и заблудшее, а значит нуждающееся в милосердии и сострадании.
Знание неизбежно ограничено способностью человеческого ума к восприятию. И поэтому разделяет. Вера же способна выводить человека за пределы его знаний, пониманий, за пределы его самого. Поднимать его к единству с Богом. Вера вводит человека в так называемое «святое незнание», духовную нищету и помогает человеку «любить ни за что», «верить, не взирая ни на что», «надеяться, когда уже не остается ничего другого». И потому вера объединяет.
И в этом вера очень близка творчеству. Творчество без этого выхода за пределы знаний, за пределы ума, собственно, и не является творчеством. Истинное творчество обязательно содержит в себе элемент новизны. «Вот, Я творю все новое» - говорит Бог. И человек также следует этому закону.
И еще веру объединяет с творчеством элемент личностного восприятия. Как и вера, творчество невозможно без личности, без субъективизма, без личного восприятия.
Знание может быть отчуждено от личности и представлено в виде общих формул и доктрин, одинаковых для всех. Но веру и творчество так представить невозможно. Да и не нужно. Даже готовое произведение искусства или творчества также нуждается в личностном восприятии и по-разному воспринимается и понимается зрителем. Каждый зритель воспринимает «Монну Лизу» по-своему и это правильно. Каждый читающий Льва Толстого по-разному воспринимает его. Каждый слушающий Баха, чувствует его по-своему. Так и должно быть.
Так и вера у каждого – индивидуальная, своя. Но при всем личностном многообразии, она все равно приводит к единству, а не останавливается на разделениях. Единство, проявляющееся в многообразии. На том и стоим.