Фестивальный Цфат
(Фотографии находятся в фотоальбоме сайта)
Мы с Леной, моей женой, давно уже хотели побывать в Цфате. Много слышали о нем, как о городе каббалистов и художников. Но все никак не получалось с поездкой. Экскурсии в этот город, как правило, совершались или в неудобные для нас рабочие дни или же ночью.
В субботу, когда у нас была возможность ездить, экскурсии туда не совершаются, потому что там, в основном живут ортодоксальные евреи, строго чтящие субботу. Ночные же поездки, связаные с посещением могил великих еврейских ученых-каббалистов, которые, считается, помогают в решении многих жизненных проблем, также были нам неудобны, потому что утром нужно были идти на работу.
Но вот, наконец, появилась возможность съездить туда. Ежегодно в Цфате проходит фестиваль клейзмеровской музыки, на котором мы и решились побывать. Я взял выходной на работе, и мы поехали.
Нам явно повезло с экскурсоводом. Эта женщина говорила так, что невозможно было не заслушаться. Она сообщила нам множество интереснейших сведений, из которых можно было извлечь для себя небесполезные уроки.
Так, я узнал, что Цфат – это один из четырех городов Израиля, считающихся святым городом. А там, где святость, там и мистика, тайна, сокрытая от поверхностного взгляда.
Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат – каждому из этих святых городов соответствует одна их четырех стихий. Иерусалиму – огонь, Хеврону – земля, Тверии – вода, и Цфату – небеса. И одна из версий происхождения названия - Цфат - состоит в том, что оно произошло от ивритского глагола - лецафот, - переводящегося как «созерцать».
И действительно, вид из города, расположенного на горе, открывается изумительный. Кроме того, как я уже сказал, в Цфате постоянно жили и живут люди, глубоко изучающие еврейскую мистику, погруженные в эту мистику, созерцающие мир через ее призму.
Наша группа совершила небольшую экскурсию по городу до начала концертов фестиваля. Мы побывали в одной из самых знаменитых во всем мире синагог – голубой синагоге. Она называется так, потому что в голубой цвет окрашены некоторые части ее интерьера, в частности само возвышение, на котором читают вслух Тору. Это возвышение находится в центре зала, а вдоль стен расположены удобные диванчики для сидения.
Вообще голубой – это цвет духовности у евреев. Раньше во времена существования Храма, в этот цвет был выкрашен занавес, закрывающий вход в самую сердцевину Храма - Святое Святых, куда имел право входить только первосвященник. Голубые ленточки были также вплетены в молитвенную одежду религиозного еврея. Эту голубую краску производили из особого морского моллюска, который на сегодняшний день уже не водится в этих местах и секрет производства этой краски давно утерян.
Мне эта синагога запомнилась своими четырьмя шкафами, расположенными в передней стене. В обычной синагоге присутствует один шкаф, где хранится рукописный список Торы, который и выносится для чтения. А в этой синагоге таких шкафов было четыре. В первом шкафу хранились кошерные, то есть, пригодные для употребления в Богослужении списки Торы, которые выносятся четыре раза в год по большим праздникам для чтения.
Во втором шкафу сохранялись списки Торы, которые потеряли кошерность, то есть, которые были повреждены каким-либо образом, порвались страницы или стерлись какие-то буквы.
В третьем шкафу содержались книги, которые вообще считались
неправильными или еретическими, но которые сохранялись лишь благодаря святости Имени Бога, Которое присутствовало в них. И, наконец, в четвертом шкафу находится Коран. Этот Коран еврейские мудрецы решили хранить в синагоге еще в те времена, когда синагога подвергалась опасности уничтожения со стороны арабов. И действительно, присутствие Корана сохранило синагогу от сожжения.
Пока я сидел на диванчике и слушал рассказ экскурсовода, то обратил внимание, что я сидел как раз где-то между третьим и четвертым шкафами. Интересно, подумал я в связи с этим, а в какой шкаф можно было бы поместить мои собственные книги, если бы пришлось искать им место в этой синагоге?
После посещения синагоги мы отправились по узкой улочке в магазин свечей.
Столько свечей и таких разнообразных форм я еще не видел в своей жизни!
Библейские персонажи в виде свечей, сцены из еврейской жизни, исполненные в воске различных цветов. Я видел, как парень с девушкой фотографировались на фоне фигурок жениха и невесты под хупой, выполненных из воска. Цены на такие свечи, правда, тоже оказались весьма приличными.
Там же в магазинчике, сидел работник, изготовляющий эти свечи – еврей в ермолке и с пейсами. Он словно бы сошел с картинки учебника по еврейской истории, настолько органично он вписывался в интерьер.
После магазинчика свечей мы отправились в музей еврейского костюма.
Так он называется вовсе не потому, что в экспозиции музея представлены костюмы народа Израиля, а потому что все эти костюмы сделала одна женщина – еврейка. Она оказалась репатрианткой из России, прекрасно говорящей на русском языке.
Она рассказала историю возникновения этого музея. После того, как она с дочерью приехала в Израиль, ее дочь трагически погибла при теракте. В музее была вывешена ее большая фотография.
Работа над костюмами спасала несчастную мать от душевной боли и тягостных мыслей. Мужественная женщина обращала боль в радость, через создание музея, который она посвятила своей дочери. Это были действительно замечательные костюмы, сделанные в миниатюре и одетые на кукол. Костюмы разных народов, эпох и культур. Свет творчества разгонял тьму страданий и боли.
Вообще, Цфат не даром считают городом художников. Очень много художественных мастерских и магазинов расположено в этом небольшом городе. Даже удивительно такое сосредоточение художников в одном месте. Наверное, здесь на душу населения приходится по несколько художников сразу. Художники любят Цфат и некоторые из них, с кем мне удалось кратко пообщаться, говорили об особой атмосфере этого места, в которой легко пишется и работается.
В семь часов вечера начинались фестивальные концерты. Они проходили на семи площадках, расположенных в разных частях города. Каждому участнику предоставлялось полчаса времени для выступления, и конечно, мы с женой физически не могли побывать одновременно на всех площадках и посмотреть всех участников.
Мы срывались с места и бежали на следующую площадку. И так вплоть до нашего отъезда, когда, сев в автобус, мы покинули фестивальный Цфат еще продолжающий свой музыкальный праздник.
Конечно, мы попробовали только крем на пирожном, но все равно остались довольны. Взяв на заметку приехать сюда через год на следующий фестиваль.
|