Часто на форуме разгораются дискуссии по поводу того, как понимать то или иное место из Библии. И порой диву даешься, как люди трактуют тексты, придавая явной аллегории буквальный или юридический смысл или, наоборот, трактуя явный факт из жизни чисто в аллегорическом ключе и уходя от его практического смысла.
К примеру, возник спор - о том, как понимать слова ап. Петра - "Земля и все дела на ней сгорят"? Как аллегорию или как утверждение фактического события, что земля сгорит физически в огне?
Чтобы прийти к правильному ответу, нужно иметь представление о литературных жанрах и об их законах. Потому что Библия - книга многожанровая и содержит в себе разные типы и способы речи.
Итак, жанр - это определенный способ и форма речи. Есть жанры научные, есть жанры художественные. В свою очередь и те и другие делятся еще на отряды, как, например,художественные жанры, делятся на жанры повестовательные (роман, повесть, рассказ, хроника) и жанры поэтические или аллегоричекие (стихотворение, поэма, баллада, ода и пр.).
В художественных жанрах основным способом речи является образная речь, то есть задачей автора является создание художественного образа. В то время как основным способом речи научных жанров является точная формулировка, описание реального факта, научные способы анализа и синтеза.
Иными словами - основным приемом художественной речи является вымысел, а научной речи - факт. Однако, следует понимать, что вымысел - это не есть обман или ложь. Вымысел также свидетельствует об истине, но иначе, нежели факт.
Например, читая сказки, мы понимаем, что Баба Яга - это сказочный, вымышленный персонаж и в реальной жизни такой бабы не сущестувует. Но тем не менее, в этом персонаже так емко и ярко собраны соотвествующие черты характера человека, что стоит нам сказать о ком-либо из людей - это - сущая Баба Яга, как мы сразу понимаем, о каком человеке идет речь.
Или при описании конкретного явления, например, солнечного удара, поэт и медик прибегнут к различным способам речи. Поэт скажет - солнце, как горячая сковородка, которой ударили по голове, то есть создаст яркий образ события. Медик прибегнет к языку фактов и цифр - такое-то давление, такой-то пульс и так далее.
Смешно на основании слов поэта создавать юридические и научные законы, как не менее смешно видеть в правовом или любом другом научном документе претензии на высокую художественную литературу. Но люди часто попадают впросак, не понимая законов жанра.
Как-то я слышал юморестку на эту тему. Юморист спешил на свой концерт, а ученый - на научный доклад, который он должен был прочитать. По случайному стечению обстоятельств, они перепутали аудитории. И когда ученый с читал доклад, аудитория покатывалась со смеху, решив, что ее разыгрывают. А юморист не мог выжать из публики ни одной улыбки, потому что люди были настроены весьма серьезно. Научная аудитория искала научного факта в речи юмориста и, конечно, не могла его там найти. А аудитория, которая пришла посмеяться, воспринимала научные факты, как шутку.
Но вернемся к Библии. В ней присуствуют как научный жанр исторических хроник, в которых описываются реальные факты, имевшие место быть, так и художественные и аллегорические книги, описывающие истину образно и аллегорически. Некоторые книги Библии сложно-составные, то есть они содержат в себе одновременно и повестовательно-исторический факт, так и аллегорию. Это объясняется тем, что вначале не было такого разделения на жанры, как сегодня, и речь представляла из себя единое целое, в котором было, как бы мы теперь сказали, смешение жанров и стилей.
Первые книги Библии (Пятикнижье Моисея или Тора) принадлежат в основном жанру исторической хроники, хотя с присутствием в ней аллегорий (особенно в начале книги Бытия при описании сотворения мира и человека ). Так, можно спорить о том, существовали ли реально конкретные Адам и Ева или в их лице ведется речь вообще о первых людях. Но уже ясно, что дальнейшие персонажи Библии - Авраам, Исаак, Иаков и пр. - это реальные люди, существовавшие в истории.
В то время, как, допустим, послания апостола Иоанна, Павла или Петра - это в основном по сути аллегорические произведения с небольшими вкраплениями исторических данных. Объясняется это тем, что Иоанн, Павел и Петр - это мистики (особый вид поэта, которому открыты тайны Божьего мироусройства). И способ выражения истины у них - аллегорический, а не научный.
Зная это, уже нельзя ошибиться, читая у апостола выражение "Сгорит Земля и все дела ее". Здесь мы имеем дело с образом, с метафорой, говорящей нам, что не сама земля сгорит (что солнце - это не сковородка), а исчезнет или измениться порядок на ней.