Вопрос о зле - один из самых важных вопросов для человека. Почему существует зло? Как любящий Бог допускает существование зла? Как примирить существование зла и милость Божью? От решения этих вопросов зависит мировоззрение человека, его понимание жизни.
Вообще вопрос - как относится Бог к дьяволу? - начал волновать меня примерно тогда, когда я, сравнительно молодой неофит (новоуверовавший), оказался в харизматической церкви. Помню, как мы всей церковью скандировали на Богослужения строчки из песни - "Сатана, ты - под ногами моими!"
Один верующий объяснил мне тогда, что диавол, сатана - это противник Божий. Что между ними идет война, в которой человек участвует либо на одной, либо на другой стороне. Но что-то внутри меня не давало мне полностью согласится с таким пониманием. Я вычитал в Библии, что сатана приходит к Богу на совет, и Бог с ним спокойно разговаривает и общается, что никак не вязалось в моем представлении с войной между ними. Я продолжал искать ответ на этот вопрос дальше.
Познакомившись с тем, как решают этот вопрос другие религии, я увидел, что, например, в иудаизме или в религиях Востока нет такого жесткого противопоставления Бога и дьявола, что дьявол выступает как исполняющий волю Бога. А в некоторых философско-религиозных системах зло вообще выступает, как составная часть добра.
В Библии я нашел интересное место, которое кое-что мне объяснило:
И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Захария 3, 1-2)
С годами во мне сложилось понимание того, что зло и дьявол, как отец зла, имеют важное значение для развития и совершенствования человека. И роль дьявола заключается в препятствии, которое он ложит человеку. И что дьявол является противником не Бога, а Сына Божьего, то есть человека, верующего в Бога. Так же как зло является противником человека доброй совести.
Само же препятствие, которым является зло в жизни человека, необходимо для решения главной задачи - совершенствования человека. Без умения различать добро и зло, без преодоления зла, человек не может уподобиться Богу, не может развить заложенный в него Божественный потенциал.
Возникновение движения к совершеству подобно действию электрического тока, который возникает только при наличии различных зарядов - плюса и минуса. Приведу пример. Вот уже несколько лет на христианских форумах мне оппонирует один человек. Его жесткая манера общения со мной не раз выводила меня из себя, а его методы, которые далеко выходят за рамки цивилизованного общения, приносили мне множество страданий и мук.
Однако благодаря этому противостоянию, я написал множество текстов (и даже повесть), нашел верных друзей и укрепился сам. Само противодействие, борьба закаляет человека, побуждает его к развитию. Поэтому, по истине, я должен быть благодарен своему бессменному оппоненту и я таки благодарен ему. Сама борьба является для меня стимулом для продолженния творчества, для совершенствования. И без его противодействия мне у меня бы не было такого стимула.
Хотя плоть человеческая, желание комфорта и безпроблемности противится такому пониманию. Но в какой-то момент я понял, что иначе, то есть без борьбы, невозможно достичь сколько-нибудь значимых результатов.
Таким образом, как бы мы не хотели присутствия зла в нашей жизни, оно необходимо нам для развития и движения вперед. В этом и состоит промыслительная роль зла.