Существует три активных состояния человека по отношению к любой ситуации или к другому человеку: принятие, непринятие и приспособленчество. Рассмотрим их подробнее.В принятии - все гладко. Нарушения внутреннего комфорта не происходит. Это не рождает конфликта. Ни внешнего, ни внутреннего. Мы принимаем то, что нас устраивает. Ты можешь влюбиться и тебе в другом человеке нравится все. Ты приезжаешь в новую страну и с первых шагов восторгаешься ею. Тебе сообщают о повышении зарплаты и ты радуешься. Есть люди, которые к жизни так относятся всегда. Их еще называют оптимистами. Это большой дар небес. Пребывать все время в состоянии любви и не замечать недостатков. А если и замечать, то не концентрироваться на них. Считать их за нечто несущественное. Когда патриарх Иаков полюбил Рахель, то он по настоянию ее отца Лавана отработал на него не только семь лет за Рахель, но и еще семь лет за ее сестру Лею, которую Лаван дал Иакову "в нагрузку". Эти годы пролетели для него, как один день. Хочешь Рахель? Бери в придачу и Лею. Небезвоздмездно, конечно.Заплати и за Лею, за нелюбимую жену, то есть, за весь тот негатив, который тебе не нравится. Но любовь все перетерпит, со всем слюбится. И чем она больше, тем проще. Но не у всех так бывает. Как раз у большинства не так. Когда флер влюбленности спадает, когда ты сталкиваешься с неприятными новостями, когда с тобой происходят не очень хорошие вещи, а честно говоря, совсем дерьмовые вещи, ты начинаешь открывать и познавать негативные стороны реальности. Ты открываешь, что весь мир во зле лежит. Ты перестаешь вкушать плоды с древа жизни и начинаешь питаться плодами с древа познания добра и зла. Зло, неважно какое - объективное или субъективное, то есть то, что ты воспринимаешь, как зло, и рождает неприятие, несогласие, дискомфорт. И вот тут перед человеком открывается три пути.
Первый путь - это путь компромисса (приспособления).
Всегда есть искушение пойти по пути наименьшего сопротивления и решить свои проблемы хитростью. Договориться с дьяволом по доброму. Приспособиться к нему. Да еще и извлечь из этого навар для себя. Нужно увидеть все возможности системы или ее позитивы, достоинства другого и просто начать их использовать для себя. Это называется манипуляцией или широким путем, по которому идет большинство. Большинство людей является именно приспособленцами при любом режиме, в любой стране или в браке. Это касается не только, кстати, мужчин, но и в не меньшей степени и женщин. Ведь нужно учесть, что сегодня мы живем в эмансипированном мире, где женщина психологически и юридически уже на равных с мужчиной. Как мужчина может эксплуатировать женщину, так и женщина может эксплуатировать мужчину, используя в своих целях его богатство или возможности. Удобно или не очень, но устроиться за счет другого - это путь приспособления. Он подобен плаванию по течению. Когда ты не плывешь, но тебя сносит.
Второй путь - это война. Неприятие ситуации, партнера или каких-то негативных его черт рождает бунт, а бунт - войну. Это заканчивается чаще всего либо разрывом, либо также частичным принятием, суть приспособлением, в котором есть мучение. Когда ты вынужден терпеть или стремиться "нагреть" систему. Ты плывешь против течения, ты борешься любыми подручными средствами. И не брезгуешь "нагреть" эту систему, там, где это возможно.
В случае войны с системой, ты становишься ярым ее обвинителем. Ты начинаешь все мазать черной краской, обвиняя ее огульно. Или обвиняя всех мужчин или женщин. Так появляются хронические холостяки и старые девы. Так появляются политические противники режима. Истинные оппозиционеры. Ты можешь быть сто процентов правым в твоем протесте. Но вряд ли это поможет тебе победить и изменить ситуацию. Разве что система уже отжила свое, переполнив меру беззаконий. И тогда она разваливается. Но это обычно происходит далеко не сразу. Этот путь, конечно, предпочтительнее с моральной точки зрения, чем приспособленчество. Как сказано в Библии - "О, если бы ты был холоден или горяч. Но так как ты - тепл, то иссторгут тебя из уст Моих". Теплые - это приспособленцы.
Но с духовной точки зрения, это - несовершенный путь. Вообще всегда проще требовать от другого, чем от себя. Поэтому психологи утверждают, что в браке нельзя изменять партнера и "строить" его. Это ведет к конфронтации и разрыву.
Третий путь - это принятие.Но это путь духовный и он ведет тебя на твою внутреннею Голгофу.Ты не можешь вот так запросто принять то, что тебе не нравится, с чем ты не согласен. Поэтому путь Христов в человеке в любой ситуации начинается с твоего личного смирения, с укрощения плоти. И здесь начинается борьба с самим собой, которая заканчивается смирением себя и принятием другого человека или ситуации такой, как есть. Ты внутренне меняешься на этом пути. Это путь возрастания в тебе любви. Твое внутреннее эго, которое столь болезненно реагировало на несправедливость и разрушало тебя и твой комфорт, ломается. Это очень болезненный процесс смирения. Действительно узкие врата, ведущие в рай. Это может длиться долго, а может пройти быстро. Все зависит от индивидуальности, от того, когда удасться сломать твое "эго". Но вот, наконец,это свершилось. Что происходит с внешним злом, когда ты одерживаешь над собой победу? Оно просто перестает тебя раздражать и быть источником твоего конфликта. Смирение убивает, устраняет жало, так больно ранившее тебя. Зло тогда либо вообще уходит, либо трансформируется в нечто если и не совсем в приятное, то во всяком случае не так раздражающее тебя. И со временем может уйти совсем, если это касается каких то отдельных недостатков. Но труд любви на этом, конечно, не заканчивается. Выйдя сломленным, смиренным из ситуации, ты обретаешь способность видеть позитив в негативе, и начинаешь извлекать "драгоценное из ничтожного". Дальше нужно понять другую сторону, взвесить это на весах истины (отфильтровать справедливое от несправедливого, добро от зла) и принять решение твоей дальнейшей борьбы со злом, но уже в любви. Не против личности, но против ее недостатков. Решение, которое потом нужно исполнить. Но у тебя уже появиться духовная сила и мудрость, позволяющая соразмерять возможное и невозможное. Это все большая и трудная духовная работа, не желая делать которую стороны часто предпочитают лучше разбежаться, оправдывая себя несходством характеров. Последний путь очень узок и по нему идет малое количество людей. Это так называемый остаток.
|