Некоторые
люди наивно полагают, что им уже все известно, и что они имеют свободный доступ
ко всем тайнам мироздания. Особенно это свойственно неофитам (новообращенным),
считающим, что они пребывают у Бога за пазухой. Я их вполне понимаю, потому что
и сам был таким в период своего обращения к Богу.
Однако,
близость к Богу и доступ ко всем Его тайнам – это две, как говорят в Одессе,
большие разницы. И чтобы понять это достаточно лишь немного благоразумия. Вот к
примеру, есть в Библии эпизод, где рассказано как Христос, когда Ему
понадобились деньги для уплаты налога, поймал рыбу и вытащил из нее требуемую
сумму. Вытащил, потому что, безусловно, знал, как это делать.
Но много
ли христиан могут повторить это? Очевидно, что нет? Возникает здравый вопрос –
почему?
А вы
представьте, что было бы, если бы все христиане запросто могли так просто
восполнять свои материальные нужды подобным образом – поймал рыбу и вытащил из
нее необходимую сумму? Что случилось бы с мировой экономикой? Наверняка, вмиг рухнула
бы вся финансовая система оттого, что на рынке появилось неисчислимое
количество денег, не обеспеченных золотым запасом и экономикой. Мир, без
сомнения,впал бы в коллапс.
Это
простое рассуждение показывает нам, что доступ к знаниям весьма строго ограничен.
И не только в мире сем, где существуют государственные тайны, секретные архивы,
всевозможные пароли и коды, прочие системы безопасности вместе сослужбами охраны информации. Такое ограничение
на информацию существуети в духовном
мире.
Знание –
сила, и этой силой нужно уметь пользоваться, чтобы не навредить.
Почему,
к примеру, всю мировую общественность волнует проблема ядерного вооружения
Ирана? Все по той же причине – ядерная дубинка в руках варвара грозит
неисчислимыми бедствиями всем.
Но значит
ли это, что доступ к знаниям скрыт от всех? Разумеется, нет. Однако существуют
условия, при которых это знание дается или открывается человеку.И основным
условием этого является, конечно, готовность человека к знанию. Готовность
моральная, духовная, и интеллектуальная. Одним словом, должны созреть условия
для определенного уровня знаний, так же как должен созреть (стать зрелым)
человек, получающий знание.
Ведь
большое знание – большая ответственность. Недаром в Библии указан этот принцип
– кому много дано, с того много и спроситься. В Библии вообще прямо говориться
о том, что Бог скрывает определенного рода информацию. К примеру, ученики
спрашивают Иисуса о кончине века и наступлении Божьего Царства, и слышат ответ
Учителя, что даже Ему не известны времена и сроки. Или когда те же ученики
спрашивают, почему Учитель говорит к народу не прямо, а притчами, то есть,
косвенными намеками? И опять слышат странный ответ – им не дано знать тайны
(они не готовы).
Как же
определяется такая готовность? Или кому – какое знание можно доверить? Мы
читаем в Библии еще об одном духовном принципе – верный в малом, будет верен и
во многом. Оказывается, что даже то малое знание, которое человеку дается,
является кроме всего прочего и испытательным средством, своего рода, лакмусовой
бумажкой, определяющей степень зрелости человека. Как человек поступит с этим
знанием? Станет ли он хвастаться им, гордиться, унижать своего ближнего,
высокомерно относясь к нему? За слепит ли оно ему глаза или наоборот, сделает
его более зорким, наблюдательным, ответственным?
Я могу
видеть на простом примере, как действует этот принцип. Вот, недавно обращается
ко мне на форуме оппонент и задает свой вопрос. Ядаю ему ответ, которым он не удовлетворен.
Как поступит в данном случае человек, стремящийся к знаниям и главное, готовый
к ним? Он, без сомнения, проявит настойчивость, но еще, что более важно,проявит определенный уровень уважения как к
самому знанию, так и к источнику, то есть к отвечающему.
Иными
словами, он будет продолжать задавать вопросы, возможно более конкретизируя их,
или варьируя их по ситуации, при этом сохраняя корректность и уважительность.
А как
поступит человек, который не готов к знаниям, который ищет не знания, а к
примеру, самоутверждения? Такой проявит стремление к спору, и к тому же
нередко, унизит или оскорбит своего собеседника, не замедлив обвинить его (либо
в неправоте, либо в уклончивости, либо в банальности, либо еще в чем-нибудь).
Ведь его цель – не узнать что-то новое, а утвердить свою собственную значимость
и правоту на фоне неправоты его собеседника.
Если
начинаются обвинения и споры – это верный признак того, что ваш собеседник не
готов к восприятию знания. А значит, если вы будете давать ему знание, оно не
пойдет ему на пользу. Он либо извратит знание, либо, что нередко бывает, еще и
сделает вас виноватым. Отсюда следует еще один важный духовный принцип, который
Иисус выразил возможно в несколько резкой форме, но по сути весьма четко – не
бросайте святыни псам, чтобы они вас не растерзали (или - не мечите бисер перед
свиньями).
Искусство
диалога в том и состоит, чтобы суметь определить степень готовности собеседника
(его уровень), что поможет вам верно и адекватно ответить ему.
Итак,
знание – мощное оружие, и не каждый готов к тому, чтобы правильно им
пользоваться.