Недавно довелось мне участвовать в обсуждении романа Булгакова
«Мастер и Маргарита» на одном христианском сайте. Поводом для обсуждения
явилась рецензия на роман, опубликованная в одной христианской газете.
Рецензент описывал свой первоначальный восторг по поводу романа, а
потом и постепенное прозрение, начинавшееся от чувства, когда «что-то
настораживает внутри», и заканчивавшееся полным разоблачением романа как
«Евангелия от сатаны», то есть, как выражения вредного, ошибочного
взгляда автора романа. «Роман прославляет сатану, а значит выступает
против Бога» - таким предложением можно было бы охарактеризовать выводы
автора рецензии. Автор рецензии в своей оценке романа базировался на
популярной христианской доктрине о противостоянии Бога и сатаны, и со
свойственной протестантизму категоричностью, вставал на сторону Бога,
разоблачая дела дьявола.
Однако так ли все просто обстоит дело с сатаной в Библии, и далее - в
романе Булгакова?
Давайте разберемся.
В Библии дан емкий образ и показана роль сатаны. Дело в том, что
диавол действует по допущению Всевышнего. И косвенным образом исполняет
Его волю. Все дела сатаны Бог обращает на благо и Себе на славу. Именно
таков путь Божьего провидения. В частности мы видим, что сатана приходит
среди прочих сыновей Бога к Тому на совет, и Бог дает сатане Свои
поручения. Как это прикажете понимать?
Копнув глубже в исследовании роли сатаны, мы увидим, что именно он под
видом древнего змея дал человеку плод с древа познания Добра и Зла,
вкусив который человек лишился своей детской невинности и отправился в
путь скорбей и страданий, вкушать плоды своего выбора. Далее перед нами в
Библии разворачивается картина того, как дойдя до глубин ада, испытав
несчастия и горе, человек взалкал спасения у Бога и был услышан Им.
Началась история спасения человеческого рода, содержание которой,
собственено и передает нам Библия.
Центральным, поворотным пунктом этого спасения является Христос, Божий
Сын, Мессия, Спаситель человечества. Он приходит спасти человека от
грехов его и от власти сатаны над ним. Для этого Христос вступает в
схватку с сатаной и побеждает его претерпением страданий и голгофской
крестной смерти. Осуществлением и венцом этой победы становиться
воскрешение Христа из мертвых. Сойдя в глубины ада, Христос спасает
человека и воскрешает его так, как и Сам был восрешен Божьей силой.
Таким образом, верующий в Христа получает власть над сатаной и силу
победы над ним.
Таким образом, история человечества разворачивается перед нами, как
борьба сатаны и Христа. И само противостояние Христа как силы,
действующей на человека с одной стороны, и сатаны, как силы, действующей
с другой стороны, даны человеку для искушения, испытания и познания
человеком добра и зла . Иными словами для совершенствования человека.
Становиться понятным, что без этого пути, без этой борьбы и
противостояния человек не обретет мудрости, духовного развития и
совершенства.
И роль сатаны, как отрицательного персонажа этой истории необходима и
промыслительна. Без этой роли было бы невозможно и грехопадение
человека, и дальнейший путь познания им зла, и потребности его в
спасении и познании им добра.
Иными словами, если бы Божий сын сатана не искусил человека, не было
бы и потребности для человека в Божьем сыне Христе, через путь познания
Которого человек получает власть, силу и победу над сатаной. Проще
говоря, человек не может стать победителем, если не участвует в схватке.
С этой библейской позиции и нужно оценивать роман Булгакова.
Что, если бы не было сатаны? Но не там, в Эдемском саду, где произошло
первое грехопадение. Что, если бы не было сатаны в коммунистической
России? В условиях безбожного атеизма, где отрицалось не только
существование Бога, Христа, но и сатаны.
Где отрицалось существование духовного мира, высших духовных ценностей
и самого исторического пути дуовного развития человека?
В этой коллизии врагом человека, а за ним и самого Булгакова выступает
не сатана, а безбожный мир, атеистическая система ценностей,
утвержденная коммунистическим режимом, укравшим духовную память человека
и лишившим его духовного пути.
Поэтому диавол в романе Булгакова действует на стороне Бога. Поэтому
картины с описанием Христа чередуются в романе с картинами современной
писателю России, где диавол вынужден напоминать людям о своем
существовании и о той предвечно установленной борьбе между добром и
злом, которая является двигателем человеческой истории. Врагом Булгакова
является атеизм - эта духовная смерть и равнодушие к духовному. В этом
новаторство взгляда Булгакова, заставившего нас увидеть ситуацию в
Советской России такой, что даже дьявол, глядя на все это, стал помогать
Богу и вершить дела справедливости. Это реальность, в которой писал
автор, и которую не понимает автор рецензии, ни многие современные
молодые люди. |