Совместима ли реализация своего призвания (дела по душе, по сердцу) с заработком? В идеале, конечно, да. На практике, довольно редко. Мне в свое время посчастливилось совместить это: я занимался любимым делом, которое мне было чрезвычайно интересно, и в то же время получал за это хорошие деньги. Это было в последние годы моей жизни на Украине. Мне тогда стало казаться, что это - нормальное положение, в котором пребывают многие.
С репатриацией же в Израиль ситуация резко изменилась. Работы по специальности не было, вдобавок возник языковой барьер, и нужно было приобретать какую-то иную специальность, востребованную на местном рынке труда. С чем тоже не получилось (окончив курсы переквалификации не нашел работы по причине огромной конкуренции и отсутствию свободных рабочих мест в данной отрасли). Хватался за первую попавшуюся возможность, но: то там срывалось, то тут не получалось. Пришлось опускаться на самый низ и идти в уборщики - протоптанная дорожка для большинства репатриантов в Израиле. Тяжело было смиряться с потерей социального статуса: из князей - в грязи и заниматься нелюбимым делом "без божества, без вдохновения, без слез, без жизни, без любви".
Молился, просил у Бога хорошей работы (и прошу до сих пор), но не получал просимого. Долгое время для меня это являлось загадкой - почему? Духовная энергия требовала выхода, душа рвалась творить - и я стал писать статьи и книги. Заработка это мне не приносило. Более того, когда я думал, как воплотить эту способность в деньги, Бог прошептал - твори бесплатно. Творчество стало для меня спасением. Духовно я выживаю только тем, что пишу. Как сказал поэт - "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех".
Ну а деньги зарабатываю нелюбимым делом: и это большое поле для смирения души. Конечно, в идеале призвание и заработок (воздаяние за труд) - должно быть объединено. Но в нынешней несовершенной мировой ситуации, думаю, Бог использует этот конфликт между призванием и заработком для целей испытания человека. Что для человека важнее - призвание или заработок? Что он избирает для себя? И как много существует людей, которые ради хлеба насущного занимаются не тем, чем хотели бы, а тем, что приносит заработок? И фактически изменяют своему призванию.
Чем это чревато для человека, для общества?
Есть хороший фильм "По главной улице с оркестром" с Олегом Борисовым, герой которого, испытывая неудовлетворенность своей жизнью, возвращается к своему призванию быть музыкантом. Но Борисов жил в России и играл роль человека, живущего в России. В Израиле он был бы вряд ли понят. Проблема Израиля в том, что в сознании людей крепко сидит стереотип: успех в жизни равен обретению материального благополучия. Вот люди и лезут всеми правдами и неправдами наверх - к деньгам: и в обществе пышным цветом расцветает проституция, шулерство, кумовство, лизоблюдство, подхалимаж перед начальством, доносительство, карабканье по трупам по карьерной лестнице и тому подобное. Когда деньги становятся главной ценностью для человека, возрастает зависимость от них, и человек становиться у них рабом. Фактически рабом у зверя, сидящего внутри человека. И исполняется пророчество Апокалипсиса "Никто не сможет ни покупать, ни продавать, если не будет иметь на себе знака зверя".
Ведь общеизвестно, что чем большие деньги стоят на кону, тем жестче условия их добывания, тем более волчьи законы существуют в сферах, где они вращаются. Мир денег жесток и бесчеловечен. Бизнес криминализируется, обретая при этом формы сращивания с государственной бюрократией. Человек, вовлеченный в борьбу за добычу денег (в борьбу за существование) нередко начинает рыть яму другому: обманывать, подставлять, сводить счеты. Этим занимаются целые компании в конкурентной борьбе друг с другом. Этим занимаются даже целые государства, власть в которых принадлежит финансовой олигархии. Борьба идет уже не на жизнь, а на смерть. Это условие существования в мире, где деньги поставлены во главу угла.
К примеру, вот уже несколько лет я наблюдаю, как израильское правительство роет яму своему собственному народу. Правительство жалуется, что все требуют свой кусок бюджетного пирога: снижения налогов, увеличения зарплат, пенсий и пособий, народ требует снижения дороговизны жизни. Но ведь само правительство виновато в том, что "подсадило" народ на денежный допинг. Тем, что долгие годы не строило социального жилья, из-за чего жилье стало стоить колоссальных денег. Тем, что развязало руки производителей-монополистов, позволяя им беспредельно увеличивать цены на продукты, что привело ко все время увеличивающемуся разрыву между заработанной платой и реальной покупательской способностью населения: люди работают все больше, а купить они могут все меньше. Тем, что сделало всех заложниками банковской системы: стоит банку перекрыть счета в банке, и человек становиться по другую сторону жизни. Жизнь стала непомерно дорогой. И это главная идеологическая ошибка правительства, приведшего народ к такому положению. И сейчас, в условиях громадного бюджетного дефицита, когда неминуемы жесткие меры правительства по увеличению налогов и снижению и без того недостаточных пособий, не трудно прогнозировать дальнейшее увеличение социальной напряженности, новые протесты, забастовки, пока в конце концов, этот бурлящий котел человеческих эмоций не взбухнет бунтом или революцией. Нельзя загонять людей в угол! Каков же выход из этой ситуации? Только один кажущийся, но ведущий в тупик - находить все новые деньги. И только один реальный - снижать зависимость народа от денег. Как? Увеличением социализации жизни - строительством социального жилья, введением бесплатного образования и медицины, укрощением аппетитов монополий и одеванием на них государственной узды.
Пока человечество не придумало ничего лучшего, чем деньги. Значит, борьба должна идти за приоритеты. Свобода должна быть и в денежной сфере, то есть свобода добывать большие деньги, но, как и в любой сфере, должна быть ограничена свобода творить зло. К этому злу, несомненно, принадлежит эксплуатация, всяческий обман, и такое чудовищное разделение людей на богатых и бедных, при котором одни купаются в роскоши, а другие умирают с голода. Ценность капитализма в том, что в нем есть свобода предпринимательской деятельности. Зло капитализма в том, что деньги начинают править миром.
Но разве нельзя сочетать свободу предпринимательской деятельности и жестким законодательным ограничением сверхприбылей в виде больших налогов и запретом на эксплуатацию? Государство может двигаться в сторону социализации жизни: обеспечению нормального прожиточного минимума для всех, а также обеспечению возможности хорошо заработать тем, кто этого хочет, чтобы предоставить им право большего позитивного влияния на жизнь остальных в виде больших налогов, возможности заниматься благотворительностью, созданием рабочих мест и пр. То есть, капиталист, богатый человек должен служить своим богатством обществу, а не самому себе. Это соответствует библейским ценностям. Социализация жизни в этом случае не противоречит развитию демократических свобод, но, наоборот, способствует ей.
Так что? Назад к социализму? Вперед к социализму! Обогатив его тем лучшим, что имеет капитализм - свободой предпринимательской деятельности. Но поставив запрет всему худшему, что дал капитализм - безудержной эксплуатации и наживанию горстки магнатов за счет всех остальных. На этом пути и возможно решение противоречия между призванием и заработком, когда человек, лишенный необходимости волчьей борьбы за существование, возвращается к своему духовному призванию. Равно это касается и государства. Ведь Израиль, вместо того, чтобы быть избранным народом и нести свет миру, все более становится вотчиной зла и порока. Отказ от своего духовного призвания, которым чревато общество, главной ценностью которого являются деньги неизбежно ведет к деградации и человека, и общество.