Возникла у меня не давеча бурная дискуссия с одним христианином по поводу Закона Моисеева. В ходе которой выяснились странные вещи, что, как оказалось, мой оппонент свято убежден, что грехом является для христианина то, если он нарушит слова Спасителя и не отдаст каждому что-то просящему у него. Как написано - "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся". То есть, человек на полном серьезе убежден в том, что если к нему на улице подойдет незнакомый человек и попросит у него дать ему одежду вместе с трусами и носками, то мой оппонент обязан будет снять с себя трусы, даже если они у него последние, и отдать вместе с носками и остальной одеждой!
Подобное варварское прочтение Библейского текста вообще, не в диковинку. Так вообще думает большинство христиан! И потому это место Писания стало большим преткновением для верующих. О нем почти не проповедуют в церквях и вообще фактически умалчивают. Оно и понятно, почему. Не каждый может расстаться с последними трусами, которые попросит у него любой нищий на улице. И вообще это место стали обходить стороной, а заодно и вообще с опаской относиться ко многим словам Иисуса. "Вырви глаз, отруби себе руку" - заповеди эти выглядели устрашающе невыполнимыми.
Но для того, чтобы успокоить верующих, нужно просто внимательно прочитать слова Христа, а если нужно, то и проанализировать, чтобы понять, о чем Он в действительности говорит. Иначе говоря, требует ли Он отдать последние трусы, если у вас их кому-либо придет в голову попросить?
Первое, что необходимо знать перед прочтением всякого текста, к кому этот текст обращен? Проблема с пониманием у моего оппонента, состояла именно в этом обстоятельстве. Он не видел, что слова эти Христос говорил определенной целевой аудитории, которая жила по определенным правилам и имело иной менталитет, чем большинство современных людей, с аппетитом поедающих свинину и не считающих, что они поступают при этом дурно. А именно, это было общество избранного Божьего народа, которое жило в контексте Закона Моисея. И основная проблема этого общества была вовсе не в том, что люди были лишены нравственных ориентиров, как это может выглядеть с точки зрения современного либерального человека, свободного в своих путях от всего и вся, а именно в несоответствии поведения этих людей данным им ориентирам.
Иначе говоря, Закон неправильно в некоторых аспектах понимали и, как следствие, неправильно исполняли, из-за чего возникло явление, которое получило название законничество.
Именно поэтому и Христос и Апостолы воевали с этим законничеством, то есть, с неверным употреблением закона, а не с самим Законом, как это ныне стало пониматься многими людьми. Воевали не с буквой Закона, а с неправильным духом, с которым пытались исполнить закон. Именно с этих позиций и следует понимать слова Христа.
Давайте обратимся к речи Иисуса (Матфея 5 глава), и попытаемся понять, о чем в действительности Он говорит. Вначале Иисус перечисляет заповеди блаженства, и говорит о значении избранничества еврейского народа, то есть о его миссии в этом мире -
" 13.Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Иисус строит Свою речь, Нагорную проповедь, как возводит здание. В самом центре речи, после заповедей блаженства и напоминании смысла избранничества, Он возводит фундамент. Фундамент - это закон. Иисус возвеличивает Закон -
"17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное".
Итак, ясно, что исполнение миссии народа Иисус связывает с исполнением им Закона Моисея. Иисус говорит в традиции Закона. И далее Он рассматривает требования Закона, объясняет их, но не отменяет их, как ошибочно думают некоторые, а очищает и углубляет их понимание.
Читаем - "21.Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный ", подлежит геенне огненной.
Если закон говорит, не убивай, то и разве Иисус говорит - убивай? Нет, Он фактически подтверждает - не убивай, но более того, не только не убивай, но даже и не гневайся напрасно. Разве это отмена Закона, как думают некоторые? Это очищение Закона от неверного понимания и углубление его. Иисус подходит к Закону не с внешней стороны, а с внутренней, духовной, и говорит о том, каким должно быть отношение человека, исполняющего закон, к ближнему. Даже гневаться напрасно не нужно. Даже обзывать человека непотребным словом! Потому что за это следует наказание!
Далее, продолжая тему "Не убий", Иисус говорит о последствиях неверного поведения (отношения) к ближнему.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Здесь мы видим, что Иисус предупреждает, что вовремя не урегулированные отношения с ближним приведут к судебному разбирательству, приводящему тебя в тюрьму. Человек пришел в Храм славить Бога и приносить Тому жертву, и там вспоминает, что неправильно поступил с ближним, что остался должником (взял что-то у ближнего и не отдал, или не выплатил ему зарплату, или нанес ему оскорбление и т.д.) За что же еще человека могут бросить в тюрьму, как не за преступление Закона? В тюрьму человека бросят за то, что он не отдал свой долг. Это принципиальный момент, без понимания которого и возникает абсурдная идея о том, что нужно отдавать свои последние трусы по первому требованию любого нищего на улице!
Оказывается, здесь Иисус говорит только о ситуации, когда ты остался должным кому-то (не выплатил свой долг), а он у тебя требует возврата. Фактически нужно понимать так, если ты остался должным то отдай все, вплоть до трусов, но не оставайся никому ничего должным! Но только если должен. А если не должен, то ты никому своих трусов отдавать не обязан. Если хочешь, отдай и трусы, но Закон не требует этого! Разве это пахнет отменой Закона? Нет, но наоборот, необходимостью его исполнения!
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Иисус объясняет требование закона - Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Это еще одно проблематичное для многих христиан место. Считается, что "око за око" - это "зло - за зло". И именно поэтому Иисус, якобы, отменяет его своим противопоставлением - "А я говорю вам...": Но отменяет ли Иисус?
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".
На самом деле заповедь "око за око" говорит всего лишь о соразмерности воздаяния за содеянное преступление. Выбили, допустим, человеку глаз, то по закону должны компенсировать ему нетрудоспособность. Украли у человека кошелек, должны его вернуть и так далее. Так что же в этом злого?
Что не правильного в идее о том, что если вы причинили ущерб, то по закону вы должны возместить равноценную стоимость? И Иисус опять говорит об отношении человека к ближнему. Не просто возмести ущерб, но и не противься, если у тебя будут требовать, чтобы ты его исполнил, И когда во имя исполнения закона, будут у тебя отбирать то, что ты должен, отдай и последнюю рубашку. Иисус опять углубляет понимание закона -
Никому не оставайся должным ничего. Вы можете попросить прощения у Бога, если вы виноваты перед Ним, но вашей вины перед ближним, Бог прощать не будет, пока вы не решите проблему с ближним.. С этим вы должны разобраться сами. И так, как на твое никто не имеет права претендовать, так и ты не имеешь права претендовать на чужое.
И заканчивается глава, фактически прерывая речь Иисус (она продолжена в следующей главе) словами -
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Здесь необходимо отметить, что в Законе Моисея нет заповеди "Ненавидь врага твоего". Более того, в Ветхом Завете есть прямые указания против ненависти к врагам. Вот, например: ""И если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним" (Исход, 23:4 -5). "Господь любит пришельца, и вы любите пришельца" (Второзаконие, 10:18-19). Так же в Ветхом завете сказано о любви к ближнему - "Не враждуй на брата твоего в сердце своем; Обличи ближнего - и не понесешь за него греха. Не имей злобы на сынов народа твоего, Но люби ближнего твоего, как самого себя, Я Господь"(Левит(19:17-18).
Так о чем же говорил Иисус? Откуда Он взял о ненависти к врагам? Вероятно, вот отсюда - " Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. (Втор.23:6)"?
В Ветхом Завете, когда Господь говорит о том, к какому народу и как относится, в упоминании о Аммаликитянах и Моавитянах Господь говорит следующее:
Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,
4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;
5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.
6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
(Втор.23:3-6)
Далее Господь упоминает еще два народа: Идумеяне и Египтяне, но о них сказано не так жестко.
Так о чем же говорит Иисус? Он говорит уже об обратной ситуации, когда не вы остались должниками по отношению к кому-то, но этот кто-то задолжал вам. Не надо его ненавидеть! Если вы не можете через суд добиться справедливости по закону, то Господь Сам воздаст такому. Вы же не мстите за себя! Наоборот, явите своему врагу прощение и благотворите ему.Тогда в ваше дело вступится Господь. И Он Сам взыщет с ваших врагов. Разве в этом есть нарушение Закона? Нет! Но Его исполнение через вмешательство Всевышнего, Который Сам произведет Свой суд.
Так что же нового принес Иисус, если все заповеди свои Он взял из Закона Моисея? Почему Иисус говорит, что заповедь Новую даю вам? Из сказанного видно, что Иисус по-Новому взглянул на Сам Закон. Не с внешней стороны, но с внутренней. Это есть одухотворение Закона, привнесение в Него истинного Божьего Духа. Иисус не менял буквы в Законе, но явил Дух, Который необходим для его исполнения. Иисус утвердил закон Моисея особенно касающийся урегулирования отношений между людьми, как бы мы сейчас сказали, касающийся социальной справедливости. Иисус призывал исполнить Закон! И эта весть особенно актуальна для нашего времени, с его духом наживы на ближнем своем! Так, Закон говорит - Не давай ничего в рост (под проценты) брату своему. Отпусти раба своего. И эта весть есть обличение для мира сего с его несправедливыми, хищническими законами наживы. |