Суббота, 2024-11-23, 10:36 PM

Творческий сайт "Внутри"

Начало Каталог статейРегистрацияВход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
конкурс сайтов
Категории каталога
Мои статьи [68]
Творчество моих друзей [9]
Публицистика [257]
Проза [27]
Поэзия [143]
Книги [17]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей
» Статьи » Мои статьи

О русских евреях, арабах и иудаизме

На днях, включив 9 канал израильского телевидения, был весьма удивлен услышанной в "Открытой студии" историей о том, как мэр Ашдода ( репатриант из бывшего СССР) на предложение его бывшей и нынешней согражданки организовать в городе мероприятие, посвященное арабской культуре, отреагировал - "Такого не будет никогда, пока я являюсь мэром города!". Более того, в частном разговоре, он высказался еще определеннее - "Все арабы - наши враги". Вот так, ни больше, ни меньше!

Признаюсь, что еще более я был удивлен позицией уважаемого ведущего 9 канала, всегда корректного и толерантного, которому в этот раз почему-то эти качества изменили, и он полностью поддержал позицию мэра Ашдода. Ну что ж, как говориться век - живи, век – учись, и такое случается под луной. Однако, ощущение того, что  мои соотечественники хватили лишку и так  быстро забыли уроки интернационального воспитания  на нашей первой родине, не покидало меня.

"Что же такое получается, - спрашивал я себя, - значит мой любимый Омар Хаям, оказывается, здесь в Израиле - мне враг? Там (в России) он был моим другом, а здесь – враг? Да и не только он один. А Авицена и другие ученые и поэты мусульманского мира - тоже, получается, мне враги? А мистики, мудрые суфии, которыми я зачитываюсь - тоже? Но если даже не копаться в старине и в прошлой жизни, а вернуться в наши Палестины, то новорожденный младенец, родившийся где-нибудь в Хайфе, выходит - тоже мне враг? Только потому что он родился от арабской мамы?

Что ни говорите, но все-таки определенно мои уважаемыми соотечественники хватили лишку. Еще в таких случаях говорят - бес попутал. Но попутал как-то одновременно и сразу, а значит, попутал совсем не случайно…

И я стал я искать эту злополучную причину, то бишь закономерность.

Конечно, - рассуждал я, - все мы, жители Израиля, страдаем и терпим в той или иной степени от арабского терроризма. От того же  злополучного Хамаса и Хизбаллы, которые давно уже пора уничтожить, как террористов, вполне официально  воюющих с государством Израиль (и мне, между прочим, непонятно, почему правительство Израиля этого до сих пор не сделало?). Но разве все арабы – террористы? В том же Израиле проживает большое количество мирных арабов, к примеру, арабов–христиан, или арабов – бахаи, да и среди арабов-мусульман таковых много, как например, течение Ахмадов и других. Арабов, которые мирно живут и работают рука об руку с евреями. Это же очевидный и общеизвестный факт (тут я вспомнил араба Саида, своего начальника по работе в Хайфском университете, с которым мы очень неплохо находили общий язык).

Нет, - подумал, я – тут замешан еще какой-то фактор, внутренний. Ну, не может человек, мирно работающий рядом с арабом, относиться к нему, как ко врагу, при условии, конечно, что кто-то что-то ему предварительно не внушил по поводу всей арабской нации. И тут мне словно бы пришла подсказка свыше – религия. Религия «виновата» в таком отношении. Точнее, не сама религия, а невежество в религиозной сфере, столь присущее в том числе и многим из выходцам из бывшего СССР, ранее бывшим атеистами, а теперь вот ставшими или готовящимися стать неофитами (новообращенными) иудаизма. Именно религия под предлогом возвращения к своим национальным корням нередко предлагает нам вполне допотопный и даже варварский взгляд на окружающий  мир.

Поэтому нужно знать, что любую религию и религиозные постановления можно интерпретировать в духе ненависти и поискам врагов в своем ближнем. А можно, и в противоположном духе.

В исламе, например, можно найти идеи войны с неверными, священный джихад. В иудаизме - отделение евреев от не евреев  с нередким уничтожением последних. И даже в христианстве при желании можно отыскать своих «неверных», которых следует сжигать на кострах инквизиции или порабощать огнем и мечем в истинную веру.

Каждый представляет себе Бога на свой аршин, поэтому так важно значение широкого образования и культуры. Современного образования, включающего в себя знание истории религий и путей их развития. Ведь каждая религия –это живой организм, который рождался и проходил свои стадии развития. И если на первых этапах развития религии мы часто видим кровь и смерть, насилие и порабощение, то на позднейших этапах война за веру трансформируется в духовное совершенствование человека. И борьбу его самого с его собственными грехами и несовершенствами. Меняются времена, накапливается опыт и приходит более полное понимание священных книг, и воли Творца, изложенной в них.

В качестве примера рассмотрим иудаизм. В нем сейчас множество различных течений (как впрочем и в исламе и в христианстве), каждое из которых стоит на своей собственной исторической ступени развития. Эти течения различаются по своему, скажем так, уровню восприимчивости. Есть течения крайне консервативные, видящие свою задачу в скрупулезном сохранении первооснов и того, что лежит в основании религии. Таким течениям, которые называются ультра ортодоксальными, в наименьшей степени свойственны идеи развития. Такие течения опираются на букву Писания или древние традиции ( а фактически на тот, древний, уровень понимания и Писания и тех же традиций). Они не принимают современной жизни (и как следствие не понимают ее), и все, что происходит вне их общины считают злом. К примеру, некоторые из ультра ортодоксальных течений иудаизма до сих пор не признают государство Израиль, принципиально не живут в нем, и вполне находят общий язык с иранским лидером Ахманиджадом, в его стремлении уничтожить государство Израиль. Другим из ультра ортодоксальных течений, которые находятся в Израиле, как раз свойственно отношение к арабам, как к своим религиозным противникам. И в ситуации, сложившейся ныне в Израиле, когда идет борьба между палестинцами и евреями за территории, такие ультра ортодоксальные течения имеют свой электорат и свое влияние. Однако же, если Израиль пойдет по этому пути, то он придет только к одному из двух возможных исходов – либо Израиль уничтожит своих противником, либо противники уничтожат Израиль. То есть, это путь войны и взаимного самоистребления.

Есть в иудаизме течения менее консервативные и более открытые. Например, реформаторский иудаизм, который ультра ортодоксальные течения  даже и иудаизмом то не считают, отказывая ему в праве на существование. Вообще, замечу в скобках, что между течениями в религиях идет борьба не менее, а порой даже более острая, чем со внешними противниками. Это связано со спецификой  религиозного сознания, разделяющего мир только на два цвета – черный и белый, а всех людей, соответственно – на врагов и на друзей. Разумеется, что зрелое религиозное сознание – духовность, преодолевает эти крайности. Но до зрелости нужно, как говориться, еще дорасти, а религиозные течения уже сейчас открывают свои объятия всем новоприбывшим и «вооружают» их своей порой вполне доисторической воинственной идеологией, которую они представляют как законченную и абсолютную истину.

Существуют и еще более реформаторские течения в иудаизме, как например, мессианский иудаизм, суть которого состоит в том, что это течение признает за обещанного Израилю Машиах – Иисуса Христа, Которого отверг официальный иудаизм две тысячи лет назад.

Это течение подвергается наиболее злобным и остервенелым нападкам со стороны ультра ортодоксов, но на нем мне бы хотелось остановиться подробнее, потому что идеология этого движения, с моей точки зрения, наиболее близка и подходит современному человеку. Объясню почему.

(Сразу скажу, во избежании подозрений в необъективности, что я не являюсь членом этого движения, как и не являюсь представителем никакой религии. Религиозный выбор, по моему мнению, - личное дело каждого человека. И лично я предпочитаю светский образ жизни, чтя Бога в себе самом).

Так вот, мессианский иудаизм культурно и идеологически ближе европейскому и бывшему советскому человеку хотя бы потому, что вся западная цивилизация пронизана идеями христианства и фактически основана на них. К примеру, мировое искусство полно сюжетами и духом христианства – Бах, Моцарт, Леонардо да Винчи и многие-многие другие. Что касается русского и советского искусства, то творчество Достоевского, Льва Толстого,  Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и пр., на которых воспитывалась советская интеллигенция, также пронизано идеями христианства. Даже тот же самый социалистический интернационализм, как и вообще многие идеи коммунизма были бы  невозможны, если бы  христианство задолго до него не провозгласило бы свои принципы общечеловеческого братства.

Позвольте остановиться на трех основных идеях, которые внесло христианство в развитие религиозного сознания, развив и обогатив его.

Первая идея – это всеобщность, братство всех людей. Христианство родилось в недрах иудаизма, как одна из его сект, но в течении нескольких веков уже стало мировой религией. Ведь иудаизм – это религия одной нации, в которую весьма затруднен и ограничен доступ представителей  других народов. Но именно мессианские идеи, выраженные в христианстве, открыли ценности иудаизма – Тору , заповеди и пророков – всему остальному миру. Как писал апостол Павел, один из видных апологетов христианства, - «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», что означает вовсе не уничтожение национальностей, как таковых, а уравнивание их. Тем самым христианство противостоит идее национализма, понимаемого, как превосходство одной нации над другой.

Вторая идея – это утверждение человеческой личности, как высшей ценности цивилизации. Богочеловечество (Бог пребывает в человеке, поэтому нет ничего выше достоинства и жизни человека в Боге) которое утверждает христианство, ставит человека выше национальных, государственных, религиозных и прочих ценностей. Поэтому именно христианство дало огромный толчок развитию творческого потенциала человека, а так же защите его прав и достоинства (хотя, конечно, нужно понимать, что даже внутри самого христианства все эти принципы утверждались и утверждаются тоже непросто в борьбе с идеями им противостоящими).

И, наконец, третья идея – это приоритет духовности над законничеством. Иудаизм – это религия, утверждающая господство закона, который регламентирует все стороны жизни человека и общества. Христианство при уважительном отношении к закону и понимании его необходимой роли в жизни, настаивает, что закон есть лишь путеводитель к духовному образу жизни. И целью является вовсе не первое, а второе. Отсюда, знаменитое выражение Христа – «Не человек существует для субботы, а суббота - для человека».

То есть, по большому счету, христианство не отвергает ценности иудаизма, а приводит их к логичной и гармоничной полноте.

И жизнь, кстати, вполне подтверждает правоту этих принципов. К примеру, палестино-израильских конфликт невозможно решить одной лишь военной силой. Необходимо договариваться и искать компромиссы. Что, впрочем, совсем не означает, что нужно договариваться с теми, с кем в принципе невозможно договориться.

                                                                                                      Александр Грайцер

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: cetroi (2010-07-10)
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 1.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]