На днях, включив 9 канал израильского телевидения, был
весьма удивлен услышанной в "Открытой студии" историей о том, как мэр
Ашдода ( репатриант из бывшего СССР) на предложение его бывшей и нынешней
согражданки организовать в городе мероприятие, посвященное арабской культуре,
отреагировал - "Такого не будет никогда, пока я являюсь мэром
города!". Более того, в частном разговоре, он высказался еще определеннее
- "Все арабы - наши враги". Вот так, ни больше, ни меньше!
Признаюсь, что еще более я был удивлен позицией уважаемого
ведущего 9 канала, всегда корректного и толерантного, которому в этот раз
почему-то эти качества изменили, и он полностью поддержал позицию мэра Ашдода.
Ну что ж, как говориться век - живи, век – учись, и такое случается под луной.
Однако, ощущение того, чтомои
соотечественники хватили лишку и такбыстро забыли уроки интернационального воспитанияна нашей первой родине, не покидало меня.
"Что же такое получается, - спрашивал я себя, - значит
мой любимый Омар Хаям, оказывается, здесь в Израиле - мне враг? Там (в России)
он был моим другом, а здесь – враг? Да и не только он один. А Авицена и другие
ученые и поэты мусульманского мира - тоже, получается, мне враги? А мистики,
мудрые суфии, которыми я зачитываюсь - тоже? Но если даже не копаться в старине
и в прошлой жизни, а вернуться в наши Палестины, то новорожденный младенец,
родившийся где-нибудь в Хайфе, выходит - тоже мне враг? Только потому что он
родился от арабской мамы?
Что ни говорите, но все-таки определенно мои уважаемыми
соотечественники хватили лишку. Еще в таких случаях говорят - бес попутал. Но
попутал как-то одновременно и сразу, а значит, попутал совсем не случайно…
И я стал я искать эту злополучную причину, то бишь
закономерность.
Конечно, - рассуждал я, - все мы, жители Израиля, страдаем и
терпим в той или иной степени от арабского терроризма. От того жезлополучного Хамаса и Хизбаллы, которые давно
уже пора уничтожить, как террористов, вполне официальновоюющих с государством Израиль (и мне, между
прочим, непонятно, почему правительство Израиля этого до сих пор не сделало?).
Но разве все арабы – террористы? В том же Израиле проживает большое количество
мирных арабов, к примеру, арабов–христиан, или арабов – бахаи, да и среди арабов-мусульман
таковых много, как например, течение Ахмадов и других. Арабов, которые мирно
живут и работают рука об руку с евреями. Это же очевидный и общеизвестный факт
(тут я вспомнил араба Саида, своего начальника по работе в Хайфском
университете, с которым мы очень неплохо находили общий язык).
Нет, - подумал, я – тут замешан еще какой-то фактор,
внутренний. Ну, не может человек, мирно работающий рядом с арабом, относиться к
нему, как ко врагу, при условии, конечно, что кто-то что-то ему предварительно
не внушил по поводу всей арабской нации. И тут мне словно бы пришла подсказка
свыше – религия. Религия «виновата» в таком отношении. Точнее, не сама религия,
а невежество в религиозной сфере, столь присущее в том числе и многим из
выходцам из бывшего СССР, ранее бывшим атеистами, а теперь вот ставшими или
готовящимися стать неофитами (новообращенными) иудаизма. Именно религия под
предлогом возвращения к своим национальным корням нередко предлагает нам вполне
допотопный и даже варварский взгляд на окружающиймир.
Поэтому нужно знать, что любую религию и религиозные
постановления можно интерпретировать в духе ненависти и поискам врагов в своем
ближнем. А можно, и в противоположном духе.
В исламе, например, можно найти идеи войны с неверными,
священный джихад. В иудаизме - отделение евреев от не евреевс нередким уничтожением последних. И даже в
христианстве при желании можно отыскать своих «неверных», которых следует
сжигать на кострах инквизиции или порабощать огнем и мечем в истинную веру.
Каждый представляет себе Бога на свой аршин, поэтому так
важно значение широкого образования и культуры. Современного образования,
включающего в себя знание истории религий и путей их развития. Ведь каждая
религия –это живой организм, который рождался и проходил свои стадии развития.
И если на первых этапах развития религии мы часто видим кровь и смерть, насилие
и порабощение, то на позднейших этапах война за веру трансформируется в
духовное совершенствование человека. И борьбу его самого с его собственными
грехами и несовершенствами. Меняются времена, накапливается опыт и приходит
более полное понимание священных книг, и воли Творца, изложенной в них.
В качестве примера рассмотрим иудаизм. В нем сейчас
множество различных течений (как впрочем и в исламе и в христианстве), каждое
из которых стоит на своей собственной исторической ступени развития. Эти
течения различаются по своему, скажем так, уровню восприимчивости. Есть течения
крайне консервативные, видящие свою задачу в скрупулезном сохранении первооснов
и того, что лежит в основании религии. Таким течениям, которые называются
ультра ортодоксальными, в наименьшей степени свойственны идеи развития. Такие
течения опираются на букву Писания или древние традиции ( а фактически на тот,
древний, уровень понимания и Писания и тех же традиций). Они не принимают
современной жизни (и как следствие не понимают ее), и все, что происходит вне
их общины считают злом. К примеру, некоторые из ультра ортодоксальных течений
иудаизма до сих пор не признают государство Израиль, принципиально не живут в
нем, и вполне находят общий язык с иранским лидером Ахманиджадом, в его
стремлении уничтожить государство Израиль. Другим из ультра ортодоксальных
течений, которые находятся в Израиле, как раз свойственно отношение к арабам, как
к своим религиозным противникам. И в ситуации, сложившейся ныне в Израиле,
когда идет борьба между палестинцами и евреями за территории, такие ультра
ортодоксальные течения имеют свой электорат и свое влияние. Однако же, если
Израиль пойдет по этому пути, то он придет только к одному из двух возможных
исходов – либо Израиль уничтожит своих противником, либо противники уничтожат
Израиль. То есть, это путь войны и взаимного самоистребления.
Есть в иудаизме течения менее консервативные и более
открытые. Например, реформаторский иудаизм, который ультра ортодоксальные
течениядаже и иудаизмом то не считают,
отказывая ему в праве на существование. Вообще, замечу в скобках, что между
течениями в религиях идет борьба не менее, а порой даже более острая, чем со внешними
противниками. Это связано со спецификойрелигиозного сознания, разделяющего мир только на два цвета – черный и
белый, а всех людей, соответственно – на врагов и на друзей. Разумеется, что
зрелое религиозное сознание – духовность, преодолевает эти крайности. Но до
зрелости нужно, как говориться, еще дорасти, а религиозные течения уже сейчас
открывают свои объятия всем новоприбывшим и «вооружают» их своей порой вполне
доисторической воинственной идеологией, которую они представляют как
законченную и абсолютную истину.
Существуют и еще более реформаторские течения в иудаизме,
как например, мессианский иудаизм, суть которого состоит в том, что это течение
признает за обещанного Израилю Машиах – Иисуса Христа, Которого отверг
официальный иудаизм две тысячи лет назад.
Это течение подвергается наиболее злобным и остервенелым
нападкам со стороны ультра ортодоксов, но на нем мне бы хотелось остановиться
подробнее, потому что идеология этого движения, с моей точки зрения, наиболее
близка и подходит современному человеку. Объясню почему.
(Сразу скажу, во избежании подозрений в необъективности, что
я не являюсь членом этого движения, как и не являюсь представителем никакой
религии. Религиозный выбор, по моему мнению, - личное дело каждого человека. И
лично я предпочитаю светский образ жизни, чтя Бога в себе самом).
Так вот, мессианский иудаизм культурно и идеологически ближе
европейскому и бывшему советскому человеку хотя бы потому, что вся западная
цивилизация пронизана идеями христианства и фактически основана на них. К
примеру, мировое искусство полно сюжетами и духом христианства – Бах, Моцарт,
Леонардо да Винчи и многие-многие другие. Что касается русского и советского
искусства, то творчество Достоевского, Льва Толстого,Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и пр., на
которых воспитывалась советская интеллигенция, также пронизано идеями
христианства. Даже тот же самый социалистический интернационализм, как и вообще
многие идеи коммунизма были быневозможны, если быхристианство
задолго до него не провозгласило бы свои принципы общечеловеческого братства.
Позвольте остановиться на трех основных идеях, которые
внесло христианство в развитие религиозного сознания, развив и обогатив его.
Первая идея – это всеобщность, братство всех людей.
Христианство родилось в недрах иудаизма, как одна из его сект, но в течении
нескольких веков уже стало мировой религией. Ведь иудаизм – это религия одной
нации, в которую весьма затруднен и ограничен доступ представителейдругих народов. Но именно мессианские идеи,
выраженные в христианстве, открыли ценности иудаизма – Тору , заповеди и
пророков – всему остальному миру. Как писал апостол Павел, один из видных
апологетов христианства, - «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», что означает
вовсе не уничтожение национальностей, как таковых, а уравнивание их. Тем самым
христианство противостоит идее национализма, понимаемого, как превосходство
одной нации над другой.
Вторая идея – это утверждение человеческой личности, как
высшей ценности цивилизации. Богочеловечество (Бог пребывает в человеке,
поэтому нет ничего выше достоинства и жизни человека в Боге) которое утверждает
христианство, ставит человека выше национальных, государственных, религиозных и
прочих ценностей. Поэтому именно христианство дало огромный толчок развитию
творческого потенциала человека, а так же защите его прав и достоинства (хотя,
конечно, нужно понимать, что даже внутри самого христианства все эти принципы
утверждались и утверждаются тоже непросто в борьбе с идеями им
противостоящими).
И, наконец, третья идея – это приоритет духовности над
законничеством. Иудаизм – это религия, утверждающая господство закона, который
регламентирует все стороны жизни человека и общества. Христианство при
уважительном отношении к закону и понимании его необходимой роли в жизни,
настаивает, что закон есть лишь путеводитель к духовному образу жизни. И целью
является вовсе не первое, а второе. Отсюда, знаменитое выражение Христа – «Не
человек существует для субботы, а суббота - для человека».
То есть, по большому счету, христианство не отвергает
ценности иудаизма, а приводит их к логичной и гармоничной полноте.
И жизнь, кстати, вполне подтверждает правоту этих принципов.
К примеру, палестино-израильских конфликт невозможно решить одной лишь военной
силой. Необходимо договариваться и искать компромиссы. Что, впрочем, совсем не
означает, что нужно договариваться с теми, с кем в принципе невозможно
договориться.