"Не любите мира, ни того, что в мире" - сказал апостол Иоанн. Воистину, велика путаница со словом "мир" у верующих! И значит, связанные с ней противоречия - почему столь сильно любящий этот мир и отдавший за него Сына на смерть Бог, призывает не любить этот мир верующих в Него? Так нужно ли любить этот мир или не нужно?
На самом деле противоречия тут никакого нет, а есть именно непонимание смысла, который вкладывает в слово "мир" апостол Иоанн.
Так вот, "мир" у Иоанна это никакой не космос и не вселенная, и это даже не окружающая человека действительность, это - определение тварности в противопоставлении Творцу.
"Не любите мира, ни того, что в мире" - это означает не привязываться ни к чему, кроме Бога. Здесь слово "не любите", как оно передается в русском языке - не точное, потому что речь вовсе не о ненависти к миру, то есть не об отсутствиии любви, а именно об отсутствии привязанности.
Точнее перевести фразу Иоанна так - не привязывайтесь к миру, ни к тому, что в мире, потому что в привязанности есть похоть очей и плоти.
Привязанность приводит к зависимости, сильная привязанность - к сильной зависимости вплоть до одержимости. Иными словами, привязанность лишает человека свободы. И делает его неспособным ни к вере, ни творчеству, ни к духовному развитию.
И в этом смысле можно различать два вида любви: любовь-привязанность, в основе которой лежит инстинкт собственника, - и бескорыстная любовь, в основе которой лежит любовь Божья, которая не ищет Своего, то есть любовь ради блага другого, любовь самоотверженная. И отсюда вывод - не любите мир, как собственник, но любите мир, как Бог, бескорыстно. |