Ходатайство Авраама за Соддом или почему из двух зол выбирают меньшее
Недавно на форуме разгорелась нешуточная дискуссия в теме "Если завтра война и призыв...", где противоборствующие сторону схлестнулись на тему - является ли грехом убийство нечестивцев?..
Ответ на этот вопрос заложен в Библии, но для более глубокого понимания отношения Бога к убийству нечестивцев, нужно понять характер Бога и попытаться заглянуть в Его Отцовское сердце. Это нам позволяет сделать в частности библейский эпизод ходатайства Авраама за Содом - Бытие 18, 16-33.
Содом - город, "вопль от беззакония которого достиг Всевышнего" . И Авраам просит не уничтожать город, если в нем найдется хотя бы пятьдесят праведников. Бог соглашается с Авраамом. Далее Авраам просит не уничтожать город, если найдется в нем хотя бы сорок пять праведников. И опять Бог соглашается не уничтожать город. И так продолжается до десяти праведников.
Я не знаю, почему Авраам не стал просить больше - ради пяти, ради одного, просто ради детей и стариков и пр.
Мне интересно другое, что на все просьбы Авраама Бог не ответил отказом. И это характерно для Бога, Который хочет, чтобы кто-то встал бы в ходатайстве за город.
Не хочет Бог смерти грешника, но хочет чтобы все покаялись и спасены были.
В Соддоме не нашлось и десяти праведников, поэтому город был уничтожен. Но это отношение Бога к смерти нечестивца (не хочет Бог смерти, но ищет спасения до последнего шанса) обязательно нужно держать в уме, чтобы понять сложные современные вопросы, подобные тому, что возникли в той дискуссии.
Бог уже выразил свое отношение к смерти, дав заповедь "Не убий". И всякая смерть, даже смерть нечестивца болезненна Богу, так как болезненна отцу смерть его непутевого сына. Сын остается сыном в любом случае.Творение Божье остается творением Божьим.
Но жизнь нечестивца приводит к смерти других людей, порой более достойных и праведных. И это тоже зло, и зло не меньшее, а порой даже большее, чем первое.
И на чаше весов выбора сравнивается два зла - убийство нечестивца или сохранение ему жизни, приводящее к еще большему злу.
Разумеется, из двух зол выбирается меньшее. Из двух грехов - выбирается меньший. Но и то, и другое действие - грех. Но Бог ждет и ищет в этот момент ходатая, такого как Авраам. Ждет для того, чтобы выйти из этой ситуации выбора между двух зол. Потому что есть добрый выбор - это покаяние и исправление грешника, тот выбор, которого в действительности хочет и ищет сердце Отца.
Ну, а если не находится ходатая, остается делать нелегкий выбор между двух зол.