Может ли быть истина провокацией? Убежден, что истина открывается человеку именно, как провокация. Провокация к изменению, к выбору, к совершенствованию. Конечно, речь здесь идет вовсе не об истине уже утвержденной или очевидной. Если вам сказать, что 2*2=4, вы это примите, как должное и никакой провокации не будет. Но если вам сказать, к примеру, правду, которая вам неприятна или невыгодна или воспринимается вами, как ложь (речь, разумеется не о лжи, а именно о правде), то, смею вас заверить, что это будет восприниматься вами, как провокация. Вы в тайне от жены тратите общие семейные деньги. Или втихушку погуливаете от нее. Как вы воспримите ситуацию, при которой кто-либо сообщит об этом вашей жене? Разве это вас не спровоцирует на определенные действия? Любая истина, которая актуальна, которая способна серьезно улучшить ситуацию, воспринимается, как провокация, потому что она затрагивает чьи-то интересы. Интересы людей, не желающих изменений. Это верно для любой сферы человеческих отношений - для отношений супружеских, бытовых, политических, экономических, религиозных... Особенно, религиозных... Когда Бог избрал Моисея, чтобы вывести народ из Египетского рабства, и Моисей, придя к народу, сказал об этом своим соплеменникам, ему не поверили. Кто ты такой, чтобы быть нашим вождем? - спросили у него. Своей откровенностью Моисей спровоцировал их на недоверие. Точно так же, как он же потом спровоцировал народ на поклонение золотому тельцу, когда ходил за скрижалями. Как и спровоцировал народ на бунт Корея... Истина провоцирует нас, заставляя пересматривать привычные представления, делать выбор, что-то менять. Когда Христос принес величайшую истину о том, что Бог и человек - едины и нераздельны, это было величайшей провокацией для иудеев, которая вообще только возможна. Бог стал человеком! Для иудея, воспитанного на огромном пиетете к Богу, на том, что Бог недосягаем и покрыт тайной мрака, это было немыслимо. - "Ты, - говорили иудеи Христу - богохульствуешь, делая Себя Сыном Божьим". Писание говорит, что истина, как закваска в хлебе, которая квасит все тесто. Дрожи должны спровоцировать тесто, чтобы оно взошло. И после этого тесто кладут в печь. После провокации Слова Божьего, после того, как оно спровоцировало умы и вызвало разнообразную реакцию у провоцируемых (кому во спасение, а кому - в осуждение), приходит испытание Божье. И каждый пожинает то, что посеял.