Кто
такой святой? Кого можно назвать святым человеком?
Существует заблуждение, что человеку достаточно верить, что он - святой и
этого достаточно. Но в этом случае одной веры недостаточно, необходимо
еще быть святым, как говориться, по факту. Ведь святость - это не аванс,
выдаваемый на будущее, как это, к примеру, иногда делал ап. Павел,
желая приободрить своих учеников, а потом выписывая им нагоняи за грехи.
Даже если человек верит в то, что все грехи его прощены, это еще не
говорит о нем, как о святом, потому что в любой момент человек может
оступиться, и тогда вся его святость превратиться в ее
противоположность.
Но святость это также и не непорочность, то есть отсутствие всякого
греха и порока. Потому что нет на земле ни одного безгрешного и
полностью непорочного человека. Но настоящие святые тем не менее есть.
Говорят, что святость - это отделенность человека для Бога. Может, это и
так, но лично мне это определение ничего не объясняет. Что такое
отделенность? Если отделенность - это не привязанность человека к
земному, то как ее определить? По каким критериям вычислить? Мол, сумел
отказаться от жилища и богатства - святой, а не сумел, - не святой, так
что ли?
Так что же такое святость? Каковы ее критерии?
Думаю, что святость - это нечто иное.То, что имеет принципиальное
отношение к состоянию духа и души человека, а значит и своей самооценке.
Я убежден, что истинно святой человек никогда не станет называть себя
святым, и более того, даже считать себя таковым. Точно так же, как
истинно скромный никогда не станет называть себя скромным или думать о
себе, что он - скромный.
Если человек подумал о себе, что он скромный - он уже нескромно подумал.
Равно и со святостью, если человек только подумал, что он -святой, он,
по моему мнению, уже не святой.
Есть такое явление, которое невозможно подделать или сыграть. Имя ему -
естественность. Человек либо естественен, либо - нет. Вот Иисус приводит
в пример ученикам детей и говорит им научиться от них. Чему? Думаю, что
именно естественности, безыскусности, искренности.
Конечно, естественность - это не единственный критерий святости.
Естественным в своем роде может быть и бандит с большой дороги. Но
Библейские слова о том, что лучше быть холодным, нежели теплым,
указывают, что даже естественный бандит ближе к Богу, чем неестественный
религиозник, фарисей, говорящий одно, а делающий другое.
Иисус также говорит научиться от Него кротости и смиренности сердца.
Кротость и смиренность - это такие характеристики, которые не
достигаются на ура, штурмом или кавалерийским наскоком. Они достигаются
долгим процессом Божественного воспитания. Ну примерно таким, как это
было у апостола Павла, когда Бог допустил ангелу сатаны удурчать Павла,
чтобы тот не превозносился своей ученостью и откровениями.