История библейских книг
Имея всё это в виду, вернёмся к истории возникновения священных книг Библии. Мы выяснили, что в основе древнейших сказаний лежат различные предания, облечённые в форму мифа. По традиции принято считать, что записываться они начали с Моисея, который составил Пятикнижие (Тору) – первые пять книг Библии. Однако научное изучение текстов этих книг показало, что они не принадлежат одному автору и были написаны гораздо позднее Моисея.
В XVIII в. протестант X. Б. Виттер и католик Ж. Астрюк независимо друг от друга выдвинули гипотезу о том, что в основу Пятикнижия положено несколько источников. Астрюк поднял вопрос о тех материалах, которыми автор мог пользоваться. В Пятикнижии легко можно увидеть повторение рассказов. Астрюк обратил внимание на то, что эти двойные и параллельные рассказы имеют одно отличие, связанное с именами Божиими «Элогим» и «Ягве». Так появилась гипотеза разных источников, называемых Ягвист и Эллогист.
Тогда же протестантский богослов де Ветте разработал гипотезу о возникновении Второзакония. Он обратил внимание на то, что практически до самого вавилонского плена израильтяне приносили жертвы в многочисленных святилищах. Алтари сооружались повсюду. Гедеон, Илия и многие другие библейские герои без колебания совершали жертвоприношения на этих алтарях. И только в 622 г. царь Иудейский Иосия обнаружил в храме книгу, в которой запрещалось приносить жертвы и справлять Пасху где-либо, кроме Иерусалима. Пятикнижие в целом спокойно смотрит на алтари в разных местах страны. Только Второзаконие требует строгой централизации культа. Де Ветте предположил, что Второзаконие тождественно с книгой, обнаруженной в 622 г.
Затем в 1866 г. К. Г. Граф доказал, что один из «элогистов» принадлежит более поздней эпохе и вышел из кругов иудейского духовенства. Этот источник, выразивший себя в сложных предписаниях книги Левит, получил название Священнического. Между тем, несомненно, что сложный ритуал отсутствовал в пустыне и в эпоху царей. О скинии, которую тщательно описывает священническая традиция, в книгах Иисуса Навина, Судей и Царств ничего не говорится. Отсюда Граф сделал вывод, что этот источник появился позднее других источников Пятикнижия.
Окончательно сформулировал эту так называемую документарную гипотезу возникновения Пятикнижия Велльгаузен (1878), и сейчас она носит название Графа — Велльгаузена. Суть её сводится к следующему. Пятикнижие есть синтез четырёх Источников: J (Ягвиста), Е (Эллогиста), D (Второзаконнический источник) и Р (Священнический источник). Наиболее древним из них является Ягвист (эпоха Соломона). На столетие-два позже появился Элогист (8 в до нэ). Около времени царя Иосии (7 в до нэ) возникла основная часть Второзакония. И, наконец, в плену был написан Священнический текст.
Однако дальнейшие исторические изучения позволили сделать вывод, что в основе всех этих источников лежат более древние предания, действительно восходящие к эпохе Моисея, которые постепенно перерабатывались в свете нового исторического опыта и затем достигли письменной фиксации. В период вавилонского плена эти источники были синтезированы в одно целое. Таким образом, хотя исследователи и выяснили, что Моисей лично не был автором всего Пятикнижия, тем не менее, к нему и к его эпохе восходят предания, которые легли в основу четырёх традиций, объединённых в Пятикнижии.
Аналогично изучению источников Пятикнижия исследуются и другие книги Библии. В частности, показано, что книга пророка Исайи имеет не одного, а двух авторов, а так же и Псалтырь является сборником стихов авторов разных исторических периодов. Все эти изучения позволяют сделать вывод о том, что священные книги Библии прошли долгий путь постепенного развития от древнейших устных преданий и их переработки в свете нового исторического опыта до письменной фиксации различных вариантов традиций, с дальнейшей их редакцией и объединением в виде целостных книг.
Возможно ли сочетать такую картину видения истории Библии с верой многих миллиардов людей разных эпох в то, что библейские книги богодухновенны? Оказывается, что не только возможно, но такая картина позволяет увидеть в новом свете духовную эволюцию человечества – постепенный рост постижения истин о Высшем Начале мироздания и истории, или, говоря другим языком (более приемлемым для верующих), постепенное Откровение Бога людям.
Духовный возраст и Божественная педагогика
Тут следует сделать некоторое лирическое отступление от темы и обратиться к вопросу о понимании динамики отношений или связи Бога и человека. Говоря простыми словами, Бог открывает Себя и духовные истины людям в той мере, в какой они способны их воспринять. Это сравнимо с тем, как люди обучают своих детей: с маленькими детьми сложные вопросы не обсуждаются, а обсуждается то, что необходимо усвоить в данном возрасте, причём разговор ведётся простыми словами, которые ребёнок способен понимать. По мере взросления ребёнок становится способен понимать более сложные житейские и научные вопросы и употребляет для их выражения более сложные абстрактные понятия. Эти понятия он постепенно усваивается от более зрелых людей. Поэтому с взрослым ребёнком люди могут говорить по-взрослому и обсуждать то, что с маленьким ребёнком обсудить невозможно.
Подобные аллегории Божественного обучения человечества содержатся и в Новом Завете: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.», «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.» (Гал.3,23-25; 4,1-5).
В устах апостолы Павла эти сравнительные образы говорят о разнице между восприятием отношений между Богом и людьми до и после прихода Христа в мир. Бог не изменяется. Он до прихода Христа таков же, как и после. Тем не менее, описания Бога в Ветхом Завете и Новом неодинаковы. В Ветхом Завете акцент делается на законе справедливости, нарушение которого неизбежно влечёт суровые наказания, в Новом Завете акцент делается на милости и прощении согрешившего. Разумеется, что подобное сопоставление относительно, потому что мудрый и духовно зрелый человек найдёт немало рассказов о милосердии и прощении и в Ветхом Завете, а духовно незрелый человек и в Новом Завете увидит не весть о милости Бога, а сплошные кары за грехи неверующих людей. Это лишь подтверждает, что духовные истины открываются человеку настолько, насколько он созрел и готов их воспринять.
Апостол Павел сравнивает жизнь под Законом Моисея до Христа с рабством или младенчеством. Младенчество – это как раз образ незрелости. Рабство – это образ необходимости строгого соблюдения Закона по воле господина, которым является Бог, а не по своему личному выбору, это образ послушания из страха перед наказанием. Усыновление, которое наступает с приходом Христа, означает новый тип отношений между Богом и людьми: Бог не угрожает карами, а прощает, прощает бесконечно, как и Христос заповедал ученикам прощать друг друга «до семижды семидесяти раз», то есть без счёта и без ограничений. Грех исправляется не наказанием, а огромной любовью, - любовью без пределов, вплоть до страданий и смерти на кресте. Бог не карает – Он берёт вину людей на Себя и сам идёт на муки.
К сожалению, нередко христиане недооценивают любовь Бога, представляя Его страшным и жестоким, либо разделяют историю надвое: якобы Бог до Христа был карающим, а когда Христос Его Своими страданиями «умилостивил», то стал милостивым. Подобные заблуждения они пытаются подтвердить некоторыми стихами Библии, не понимая простую истину: Бог вечен и неизменен по Своей природе (иначе бы Он не был Богом), и в Ветхом Завете Он тот же, что и в Новом, - милостивый и прощающий, но Он обращается к людям на том языке, на том уровне, который им доступен.
Поэтому до прихода Христа в Ветхом Завете пророки – духовно более зрелые личности, в отличие от основной массы народа, говорят о милосердии Бога. И одновременно после прихода Христа идея справедливости возмездия за совершённое зло не теряет своей актуальности, о чём напоминают и апостолы. Всё зависит от уровня духовности людей, ищущих Бога: кому-то важен страх перед наказанием, чтобы жить праведно, а кому-то важно помнить, что своими грехами он оскорбляет любящего Отца. Более того, один и тот же человек в разные моменты жизни нуждается в разных акцентах веры: иногда необходимо осознавать идею справедливого возмездия, а иногда – идею безграничного милосердия. Всё зависит от контекста ситуации и состояния души.
Крайне неправы те, кто строит своё отношение к Богу и вере, выдёргивая отдельные стихи Библии. Библия – это целостная книга, которая показывает как духовное развитие человечества, так и духовный путь отдельного человека. Это развитие и этот путь динамичны, а не статичны. А Бог по Своей природе непостижим, невозможно «разложить по полочкам», каков Он и что должен делать в той или иной ситуации.
Несмотря на изучение Библии и богословских наук, люди могут продолжать находиться (и очень многие находятся) в духовном детстве, и даже наиболее духовно зрелые, возросшие личности не имеют полноты понимания. Только оказавшись в непосредственной близи Бога, люди по-настоящему обретут ясность: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.» (1 Кор.13,11-12).
|