Кем был милосердный самарянин из притчи Христа Притчу о милосердном самарянине знают многие. Эта притча часто проповедуется в церквах в назидание верующим, чтобы побудить их к совершению дел милосердия. Но далеко не все верующие задумываются над вопросом, кого же именно Христос привёл в пример в своей притче – кем был этот милосердный самарянин.
Для тех, кто Евангелие не читал или не помнит, приведу вначале текст этой притчи (10 глава Евангелия Луки): 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Итак, первое, что бросается в глаза, - это контраст в поведении священника, левита и самарянина. Священник и левит были служителями Храма, то есть, вне всяких сомнений, правоверными иудеями, знающими Священное Писание (Закон и Пророков) и соблюдающими все положенные предписания. Все, кроме самого основного, в чём, собственно, сердцевина Закона, его суть, и заключалась, - любви к ближнему и милосердия. А без любви и милосердия любая вера теряет свой смысл.
Правоверные иудеи прошли мимо нуждающегося человека, а некий самарянин исполнил Закон. Кем же он был? Небольшая историческая справка. (Кто хочет, тот может почитать приведённые ссылки из Библии, а кто не хочет, тот пусть поверит наслово).
Самаряне - народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Цар. 17.24), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар. 30.6,10,18; 34.6,9; Иер 41.5). Вначале они ревностно чтили своих прежних богов, но затем, боясь «Бога той земли», пригласили к себе израильского священника (4Цар. 17.25-28) и стали чтить Господа, поклоняясь одновременно и своим истуканам (ст. 33,41).
Когда возвратившиеся из плена иудеи начали работы по восстановлению храма, самаряне сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд 4.1-2), но, будучи, отвергнутыми, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд 4.9-10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону.
Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Вт. 27.4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем 13.28). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130г. до РХ иудеи, разрушив Самарию, разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса.
Во времена земной жизни Христа иудеи никогда не рисковали ходить из Галилеи в Иерусалим через Самарию, опасаясь кровавых стычек с самарянами, а ходили в обход, за Иорданом. Они не поддерживали с самарянами никаких отношений (Ин 4.9) и назвать иудея самарянином считалось жесточайшим оскорблением (Ин 8.48).
Таким образом, самаряне – это был народ, состоявший в основном из язычников, который знал нечто о Боге иудеев, но почитал вместе с Ним и своих языческих богов. И (О УЖАС!), Иисус Христос человека из этого мерзкого племени, смешавшегося с язычниками и почитавшего языческих богов, привёл в пример правоверным иудеям, чтущим истинного Бога!!!
Если бы это был не Иисус, то многие верующие христиане сейчас в возмущении порвали бы страницы Евангелия и призвали бы анафему на голову бедного «богохульника» (на современном языке – «нью-эйджевца», смешивающего разные религии).
Я ни капли не преувеличиваю. Именно это случилось со мной на форуме jesuschrist.ru, где за рассказ о нехристианских праведниках на мою голову призывали всяческие анафемы. И мои робкие объяснения о том, что существуют общечеловеческие ценности, которых придерживаются все люди, а не одни христиане, услышаны не были да и быть не могли. Ибо среди нехристиан нет праведности, а если и есть, то она «бесовская» (не абсурд ли ???). По какой же причине Иисус привёл в пример правоверным иудеям в притче пример именно самарянина-язычника? Разве мало было праведников в Израиле, что Иисусу понадобилось искать пример среди инаковерующих? Как и мне задают вопрос: разве мало есть святых среди христиан, что я проповедую о нехристианах?
Иисус, конечно, ничего не говорил просто так. И пример самарянина он привёл не просто так, а чтобы побудить иудеев задуматься о сути Закона. Самарянин по логике не должен был эту суть Закона знать, ибо он не знал Бога истинного. А иудеи познали Бога истинного, читали Его Закон постоянно и заучивали наизусть стихи Писания. И что же? О ком Иисус сказал: «иди и ты поступай так же»? Как ни странно, не о правоверном иудее, а о неверном язычнике. О том самом, в котором, по логике некоторых наших верующих христиан, не могло быть никакой праведности в помине. Это – представитель «мира», лежащего, по их убеждению, во зле. Это – инаковерующий, который, разумеется, не знает Бога истинного, и почитает богов языческих! Анафема Иисусу, посмевшему привести такой пример правоверным!
Друзья мои, читающие эти строки! Раскройте свои глаза и уши и посмотрите на современный мир. Иисус и сейчас, как и тогда, приводит вам в пример не правоверных, а инаковерующего, который как бы не знает Бога истинного, но живёт по Его Закону, записанному в его сердце! Примеров праведных нехристиан есть множество, как и примеров гордыни и ожесточения христиан тоже есть множество. И не надо кичиться цитированием стихов Писания или участием в таинствах Церкви. Священник и левит из притчи Христа наверняка тоже знали Писание наизусть и участвовали в обрядах и жертвоприношениях. Но только суть Закона не в этом. Не в цитировании стихов и не в участии в таинствах, а в оказании милости твоему ближнему. Причём не тому только, кто является твоим братом по вере, а всякому человеку. И не ради того, чтобы он принял крещение в твоей общине или в твоём приходе, а ради БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ДАРА ЛЮБВИ! «Иди и ты поступай так же», как тот язычник-самарянин, почитающий идолов! И не говори, что ты - спасённый, а он – погибающий. Потому что это ты погибаешь, если не хочешь соблюдать главного в Законе, а он спасается!
" Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-- первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. ... потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ... Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? … Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? … Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога". (Римлянам 2) Задумайтесь над этими словами, понимая, что для христиан в наше время духовный "иудей" – это христианин, а "обрезание" христиан – это крещение и членство в общине (церкви). Не тот христианин, кто таков по наружности, и не то членство в церкви, которое внешне, а тот, кто внутренне таков, и то членство в церкви, которое в сердце, по духу. Нередко только по духу, без внешней декларации, как тот самарянин не имел официального отношения к иудеям.
А если ты не хочешь поверить моим словам, то поверь притче Христа о милосердном самарянине-язычнике.