Привожу комментарий Светланы Поздновой, моего друга и духовного учителя.
Сначала о книге. Браво! Я, Саша, всегда верила в тебя, но не ожидала такого зрелого плода теперь, ты оправдал свою фамилию - стал штопором. Мои поздравления - книга великолепная. Свежая, концептуальная, читается легко. Истинное слово и должно быть, как вода, которую хочется пить. Я бы сказала, что это новое твое собственное евангелие, отклик на призыв Творца. Она - откровение, и это самая большая награда за то, что ты пережил, передумал и родил из себя, истинно - плод утробы. Дай Бог тебе обильного и долгого плодоношения. Быть всегда фонтаном воды живой. Теперь не нужно оглядываться назад, негативности всегда были и будут нас сопровождать и не следует им уделять внимание в своем творчестве. Но дать людям радость, вдохновение, чтобы у них крылья росли. А истина - сверкающая и великолепная - сама производит необходимое действие на людей. Она приводит в чувство, обличает, поднимает. Человеку нужно сорадование, а то готворят, что горе еще найдешь с кем разделить, а радость... Самое главное для литератора - толкать мысль, заставить человека думать, ибо только разумные существа могут соединиться с Творцом. Книга концептуальна, в ней четко названы вещи своими именами. Ты верно говоршь, что в творчестве человек преодолевает закон земного тяготения. Это прямой путь к свободе, но свобода джается по жажде. Юра сказал, что творчество - это единственное, что может оправдать жизнь человека. Творческая жизнь и есть служение Творцу.(Продолжение комментария следует).
Привожу комментарий моего друга и творческого учителя Юрия Иванова.
Юрий Иванов
Пишу по горячим следам, пока не успели остыть, этого допустить никак нельзя... Исследуем Писания. Читаются с большим интересом и первая и новая твои книги оттуда. В этом коротком письме хотелось бы сказать о главном. Книга о Творчестве - по моему нелицеприятному убеждению, книгой (той, что читают читатели, потому что пишут писатели) назвать по большому счету нельзя. Это не книга, а Откровение Мастера - мастеру, и ее глубина и ценность состоит как раз в том, что она истинно-субъективна, хотя тема о творчестве универсальна и как бы претендует на наукообразие и поучительство. Несмотря на некоторые недостатки, которые на мой взгляд, являются продолжением ее достоинств - она производит сильное (стимулирующее и тонизирующее) воздействие на творческий дух человека. И прочитав ее даже на одну треть самый ленивый начнет почесываться и поскуливать, ощущая в себе нестерпимый творческий зуд. Лестно (в хорошем смысле), что книга посвящена некоторым творческим наставникам, но если серьезно - она еще в большей степени, чем "Записки" посвящена Творцу, как сказано - "Кто такой, как Он - Наставник!". Короче говоря, вопреки всем тем, в ком давно уже погас огонек энтузиазма и вдохновения, я восторженно восклицаю - Ай да, Александр, ай да молодец (Божий Сын) - задал чертям трепку и головомойку - пусть сами себя покусают за одно место, если достанут. Подобно тому, как искусство является совершенной формой творчества, так и творчество (как путь) является самой совершенной формой Богопознания и сотрудничества человека и Бога в человеко-божеском и Богочеловеческом деле - Царстве творческой свободы. Аминь!
Саша и Лена, привет! Меня прежде всего опытный материал интересует. У тебя этого не так много в книге, к сожалению.Я вспомнила 1996 год, когда я привезла Саню пятилетнего во Львов, и его так поразило, что он услыхал как люди ,такие же как мы, говорят по-украински и, кроме того, он услыхал по пластинке пение на иностранном языке,и он стал говорить по- тарабарски и меня заставлял записывать это под диктовку. У меня остались записи, говорил он складно и без запинки и очень долго мог говорит, только записывай - «ФЕче фЕче фетешЕ, нафинОла дЕче, Ая сикавя» И так далее. Потом Саня уже позже научился писать и с Милей подругой составлял словарь тарабарского языка с транскрипцией к тому же. Я была в шоке от таких игр. В твоей книге меня больше всего вдохновляли призывы к творчеству, в них много непосредственности и живости. Я заражаюсь. Что касается недостатков, то боюсь, что я способна в твоих книгах узреть недостатки свои и в преувеличенном виде. Например нелогичность.Я жажду больше структурированности и научности (наукообразности, как Юра говорит) . Я имею в виду научный подход к проблеме творчества. Ясно, что наука и художественное творчество имеют разные сферы. Я же одержима определениями и классификациями. Мышление у меня не сильное место и это компенсация. Одновременно мне конкретность и простота импонируют. Простота в тебе есть и меня она подкупает. Но понятие творчсества довольно широкое. Как и ты широк человек. Необходимо сузить. Художественное творчество? Но видимо ты говорил не только об этом, потому как сравнивал творчество с религией. А художественное творчество, как и наука, четко должны отделяться по сферам, хотя и легко сказать. Люди мешали науку с религией, как ни парадоксально, и всегда будут мешать . Как Божий дар с яишницей. Ты писал на странице 82, что творчество выше религии. Это неясно мне совершенно и, на мой взляд, упрощенно. Творчество художественное и религия- разные вещи. Религия- скорее если примитивно выразится, форма психотерапии. Творчество может быть тоже формой лечения, но это частный случай и вопрос будут ли эти произведения произведениямим искусства остается открытым. Религия- это одно, а изучение религий – другое, это наука будет уже. Я не знаю, четко ли излагаю и не несу ли околесицу. Но стараюсь быть простой и откровенной. Фотографии очень хороши, но не всегда улавливала их связь с написанным. Мне очень интересно было читать о Лене и ее отношении к словам. Она мне видится Джокондой, о которой ты упоминал часто и благосклонно. Это тот тип женщин, который притягателен необыкновенно для всех мужчин. Такие женщины сочетают в себе детскую непосредственность и коварство. Лена красива и добра к тому же , это ее чисто индивидуальное, и в этом ваше счастье. Мои притязания к тебе и твоей книге необоснованны. Жизнь для одних интеллектуальная для других - эстетическая для третих - моральная проблема. Для тебя жизнь –сенсация. Я хочу, чтоб ты писал о людях, это принадлежит тебе. Это эгоизм? Ты хорошо видишь магизм, таящийся в реальности, - знаки и переклички магические. Может ты писал о самопознании скорей,чем о творчестве. Помнишь Бердяева? Пока-пока пиши Гала
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]