Ежегодно, в день 9 ава, евреи чтят память разрушенного Храма.
Так совпало, что именно в этот день много-много лет тому назад были разрушены оба Иерусалимских Храма, и первый, и второй.
Евреи знают, почему Всевышний Господь, да будет благословенно Его имя, допустил разрушение Храма, - за грехи людей. Но как свидетельствует Библия, после разрушения первого Храма был отстроен новый Храм. Он был еще лучше первого храма, и Слава Божья наполняла Его еще более, чем в первом Храме.
Наказывая за грехи, Бог дает лучшее продолжение.
И когда был разрушен второй Храм, Всевышний также приготовил Своему Народу новую возможность. Сидя на ступенях второго Храма, Христос пророчествовал и о его разрушении. И восставлении нового Храма – нерукотворенного Храма Своего Тела.
Вообще, что такое Храм?
Храм по своей сути - это способ поклонения и служения Богу. Иными словами, это – определенный способ видения и общения со Всевышним. Храм – это место, которое свято. В отличие от остальных мест, храмом не являющихся.
Но если для вас свят только Храм, то это значит, что все остальное – не свято. И для того, чтобы все остальное стало для вас святым, в определенный момент Всевышний допускает разрушение вашего Храма. И построение нового Храма, лучшего и большего. Новый Храм требует нового видения. Как молодое вино требует новых мехов.
Когда Храм разрушен, человек или народ, поклонявшиеся в нем Богу, пребывают в состоянии растерянности. Они мечтают отстроить прежний Храм, в который они могли бы ходить по привычке. Но Бог хочет создания нового Храма, не такого как прежний, а лучшего. Более совершенного.
Вот тут и наступает момент хаоса и неопределенности, духовной нестабильности. И борьбы двух воль – воли человеческой и воли Божьей. Апостол Павел так выразил это состояние и свою готовность подчинится Воли Божьей – «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». (Послание Филиппийцам 3, 8-11).
На самом деле, такое состояние растерянности, и следующее за ним состоянием духовной решимости обрести новое, более превосходное познание истины переживают многие верующие, вне зависимости от их религии или конфессии. Я слышу немало историй о том, как человека перестает по каким-либо причинам устраивать храм (собрание, церковь), в котором он поклоняется Богу. Да и сам я переживал подобное. Это свидетельствует о том, что Бог призывает человека к обновлению, расширению Храма, созданию новой картины мира. Призывает к обретению праведности, которая не от закона (традиции, обряда), а от веры.
Борьба, которую мы сейчас наблюдаем в религиозном мире, тоже связана с обретением нового Храма. Есть сторонники старого Храма, которые настаивают на его истинности и нерушимости. И они правы, отчасти.
Правы в том, что защищают свои святыни. Но не правы в том, что не видят того, как рано или поздно и их храм будет разрушен, как несовершенный. Не правы также они в том, что не видят построения нового Храма, более совершенного и лучшего. Не правы в том, что отказывают другим в их праве иметь иной Храм и изгоняют их. Но они не могут иначе.
В Книге Откровений, при описании видения пророка о Небесном Иерусалиме, сошедшем на землю, есть такие слова – «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откровения 21,22).
Таким образом, последний храм – это храм Духа, который освещает Собой все, что существует. Это не храм какой-то религии или конфессии, деноминации или какой-то одной культуры. Это – вселенский храм Единого Бога. |