Что такое христианство?
На этом форуме мы только и делаем, что ломаем копья по поводу решения этого вопроса. Однако, ответ на него зависит от того, с какой точки зрения мы смотрим на явление христианства. А таких точек зрения может быть множество.
Например, можно посмотреть с точки зрения историка, то есть, с исторической точки зрения. Для историка христианство - это явление, имеющее свое начало с возникновения церкви и до сегодняшнего дня. Историк рассмотрит все этапы развития христианства, расколы и все движения, связанные с этим. Несомненно, взгляд историка не будет лишним при взгляде на это явление.
Некоторые смотрят на христианство с точки зрения формального определения. Христиане - это те, кто сам себя определяет подобным образом. Вся совокупность этих людей и будет для таких составлять явление христианства.
Можно посмотреть на христианство с теологической точки зрения. Что соответствует этому определению с точки зрения теологической науки, догматики и доктринального учения? Здесь, правда, возникнет сложность, с позиции какой конфессиональной догматики посмотреть. С католической, православной или протестантской? От решения этого вопроса и будет зависеть то, что вы увидите в явлении христианства.
Каждый выбирает для себя близкую ему точку зрения, и зачастую в своем неведении не признает никаких иных.
Что касается меня, то с момента моего обращения к Богу, у меня сложился свой критерий, и своя точка зрения на этот вопрос. Так получилось, что период первой любви к Богу у меня закончился в церкви, где я увидел множество несправедливостей, в результате которых я вынужден был уйти из церкви. Я был вынужден искать для себя иную общину, другую церковь, и делал это исключительно по единственному критерию. Я искал любовь между членами церкви и к себе самому. Я раскрывал свое сердце как парус - ветру, в поисках доброго отношения и соучастия. Для меня было очевидным, что Бог пребывает там, где есть любовь, и что Его, соответственно, нет там, где я не видел любви.
Таким образом, я бы назвал свою точку зрения или критерий - онтологическим или сущностным. И с этой позиции, христианство для меня - это явление, в котором Бог являет себя людям, как любовь, и переживается ими как любовь к ближнему и к себе самому. Иными словами, христианство для меня - это погружение в Бога, как в гармонию с миром и людьми. Там, где я вижу такую гармонию, там для меня существует христианство. Равно и наоборот. С этой позиции я определяю, что является христианством, а что таковым не является, даже если оно себя и называет христианством.
Однако спустя некоторое время я понял одни немаловажный нюанс.
Вот, некоторые люди спрашивают, а в чем, собственно проявляется эта любовь Бога? Как она измеряется? И я вынужден признать, что приборов для измерения качества и количества Божьей любви у человечества пока не существует. За исключением единственного – человеческого сердца. Именно оно способно воспринимать и чувствовать любовь. Не даром же говорится, что сердце – не обманешь. Сердце на поверку оказывается самым точным «прибором, доступным человеку.
Однако парадокс парадоксов заключается в том, что этот самый точный человеческий инструмент, которым мы можем наиболее адекватно оценивать действительность, чрезвычайно … субъективен. Субъективен именно благодаря своим уникальным свойствам. Дело в том, что сердце человека воспринимает ситуацию исключительно через призму того, что находится в нем самом, то есть, через призму своего состояния.
Если в сердце человека живет любовь, то и мир, который воспринимает человек, будет оцениваться им как мир, в котором царствует любовь. Если же в сердце, наоборот, живет ненависть или равнодушие, или горечь, или зло, то и равно окружающий мир будет восприниматься человеком в таком же свете.
К примеру, у нас на форуме я периодически вижу появление новых участников, в сердце которых живет первая любовь к Богу. Они высказываются примерно в таком духе, – «Какой прекрасный форум! Сколько здесь умных собеседников! Как я рад, что попал сюда!»
Спустя некоторое время тон их выступлений меняется. Если сердце человека не утверждено в любви, а, как правило, сердце новообращенных не утверждено в Боге, то, сталкиваясь с грубостью, непониманием, оскорблениями, жестокосердием, оно само становится жестоким.
Происходит точно по Писанию – «в результате умножения беззаконий, во многих охладевает любовь». Крючкотворство законников, грубость и хамство на нашем форуме действительно способно хоть кого сделать жестоким и циничным человеком.
Исходя из сказанного, я отдаю себе отчет в том, что мой самый точный и одновременно самый субъективный критерий зависит от моего собственного сердца. Что живет в нем самом? Бог или дьявол? Неверие или вера? Любовь или ненависть? Недоверие или дружелюбие? Если в мою душу наплевали, то мне нельзя оставаться в озлобленном состоянии и необходимо восстановить мир в сердце и призвать в него любовь. В противном случае, я выпадаю за рамки христианства, как я его понимаю. Поэтому с форумом или без него, я ответственен в первую очередь за то, чем наполнено мое собственное сердце. |