Еще один религиозный стереотип хотелось бы разоблачить в данной теме.
Многие думают, что прощение подразумевает забвение. Так, один мой оппонент на форуме нарекал мне, почему я все время вспоминаю то, за что он уже попросил извинений? Будто бы я должен все забыть. Но должен ли я забывать? Простить, да, я обязан. Но должен ли забыть?
Вообще вывод о необходимости забвения обычно делается на основании неверно трактуемых некоторых библейских цитат. Например,
"Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. " (К Евреям 10).
Но что на самом деле обозначают сии слова? Означают ли они, к примеру, то, что русский народ должен забыть Свою Великую Отечественную войну против фашистких поработителей и забыть своих героев?
Очевидно, что это не так. Народ должен помнить своих героев, отдавших свои жизни за жизни других людей. А если помнить своих героев, то как не помнить при этом и об их врагах?
О чем же в действительности идет речь в данном Библейском отрывке?
Лишь о том, что Бог будет строить с людьми, грехи которых прощены, отношения с новой страницы, то есть, отношения, не омраченные непрощением и негативным отношением. Отношения любви, а не вражды.
Поэтому русский народ безусловно должен простить народ немецкий. Но при этом должен не забывать реальной истории. Хотя бы для того, чтобы такое более никогда не повторилось.
Индийский мистик Ошо хорошо написал о двух видах памяти. Памяти эмоциональной и памяти фактической. Эмоциональная память помнит обиды, помнит свое отношение к обидчику. Память фактическая помнит факты.
Религиозное прощение - это прекращение лишь эмоциональной памяти, но не фактической. Библии говорит о необходимости помнить. Помнить не только заповеди Божьи, но и путь, по которому человек (народ) шел. Помнить все преграды и испытания, и то, как они преодолевались. Потому что память - это прежде всего извлеченные из жизни уроки.
Помнить - это конечно, не значит, попрекать ошибками прошлого.
И когда я вспоминаю ошибки, которые допустил по отношению ко мне мой оппонент, то делаю это вовсе не для того, чтобы упрекнуть его или высказать ему свои негативные эмоции. А для того, чтобы показать урок, который содержится для него в этих ошибках. Урок, который он по каким либо причинам не видит сам. Урок, который он должен усвоить, чтобы не повторять своих ошибок вновь. |