Наверное, многим на этом форуме известно библейское выражение - "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".
Что же такое - эта самая гордость? Давайте исследуем это явление. Гордость - это хваление достоинствами или достижениями. К примеру, человек гордится тем, что он - учитель, или врач, или гражданин определенной страны. В таком виде гордости нет ничего плохого.
Гордость обретает свой негативный оттенок, когда она служит для человека основанием думать о себе лучше, чем о других. Считать себя превосходнейшим, умнейшим, праведнейшим, чем другие.
Гордыня - это гордость достигшая своего пика. Когда человек из-за своего самопревозношения даже не видит других. Просто не замечает их. Считает их мнение и само существование за сор.Таким образом, такая гордость - это вид предубеждения, неверного знания и представления о себе самом.
Как это проявляется? Как правило, проявляется в ощущении человеком своей собственной правоты. Причем ни в каком-то конкретном вопросе ( что нормально), а правоты, как постоянного самоощущения и самоопределения себя по отношению к кому-то другому. Если ты постоянно чувствуешь себя правым, то есть лучшим, чем другой, то, естественно, что ты постоянно считаешь другого неправым. Другой для тебя пребывает в постоянном заблуждении. Он для тебя заблудший по жизни. А ты сам - на верном пути!
К сожалению, многие верующие находятся в подобном состоянии, в искушении гордостью. Человек считает себя лучшим, чем другие на том основании, что ему больше открыто. Или потому что он считает, что пребывает в истинной церкви. Или верит в правильную религию. Порой подсознательно, неосознанно для себя самого, он возвышает себя над другими и тем самым уничижает их. "Я знаю истину, потому что мне открылся Бог! Или потому что я - член истинной церкви, а тот, кто не знает Бога или не является членом церккви, тот не знает истины по определению". - думает такой гордец.
И невдомек ему, что никакой его заслуги в этом нет, и что по сути он находится гораздо в худшем состоянии, чем грешник или неверующий.
В Библии расказывается такая история.
" Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."
Все новообращенные подвергаются такому искушению гордостью. Но разве есть их заслуга в том, что Бог их помиловал и спас? Они пребывали в тяжелом положении, нуждались в помощи, Бог помиловал их и помог им выбраться на свет. Решил многие их проблемы. Дал превосходное духовное состояние. А они стали приписывать эти дары себе в заслугу. Мол, это мы такие молодцы, что Бог нас выделил из остальных. Избрал для себя.
Чаще всего такая гордость проявляется в том, что человек немилосердно судит других. Он всех считает неправыми, а себя самого правым. Любое мнение, с которым он не согласен, он осуждает, как ошибочное. Любой другой взгляд определяет как заблуждение. Если человек не думает так, как он сам, значит этот человек однозначно - или еретик, или нехристь, или пребывает в заблуждении. Третьего не дано!
Вот почему Бог вынужден проводить многих верующих через горнило уничижения, чтобы вытравить из них всякую гордость и превозношение. Верующие ни чем не лучше всех остальных. Вот почему Бог дал апостолу Павлу жало в плоть, удурчать его, чтобы он не превозносился черезвычайностью откровений.
Друзья, исследуйте самих себя, не закралась ли случаем такая гордость в вас самих? А я буду исследовать самого себя.
|