Человек когда-то в детстве увидел, как в общепитовской столовой одна неряшливая повариха готовила пищу. Как в кастрюлю с борщом она уронила тряпку, которой протирала стол, как вытащила эту тряпку жирными, грязными пальцами и стала наливать борщ из кастрюли в тарелки, которые потом подавались клиентам. С тех пор человек брезгливо относится к любому борщу и вообще не ест первого.
Уж лучше бы этот человек вообще бы не видел того, как повариха уронила эту злосчастную тряпку в борщ. Ну, съел бы он эту тарелку с борщом. Ну, пропоносило бы. Зато не страдал бы брезгливостью на всю оставшуюся жизнь.
Однако знаете ли вы, что каждый из нас смотрит на что-либо в своей жизни с такой вот весьма непривлекательной точки зрения. Потому нам многое и многие не нравятся, и мы многого и многих не любим.
Заблуждение это и есть взгляд с неверного ракурса, с той точки зрения, которая открывает в объекте его непривлекательные или тупиковые стороны. Возможно, эту точку зрения нам подсказали или внушили другие. А может, мы сами и не догадываемся о том, что в наших возможностях посмотреть на этого человека, предмет или явление с иной точки зрения.
Само звучание в русском языке слова «заблуждение» способно много сказать чуткому уху. Заблуждается – значит, заблудился, шел и потерял верное направление. И если бы мы знали истину окончательно, то мы бы никогда не заблуждались. Но в том-то и дело, что все мы, живущие, еще в пути. Еще не достигли цели. А значит и способны заблуждаться. Поэтому, более всего заблуждаются те, которые уже почитают себя достигшими, знающими, познавшими истину.
Некоторые темы, поднимаемые на нашем форуме, уже изначально ведут в заблуждение по причине неверного ракурса, точки зрения, с которой рассматривается тема. К примеру, если атеист начнет рассуждать о Боге, то понятно, что его суждения вполне могут оказаться заблуждениями.
Или если верующий начинает рассуждать с позиции человека, которому открыта окончательная истина. Вот, к примеру, недавно была поднята тема о спасении. Хорошая тема. Но ракурс, с которого автор темы решил взглянуть на нее, - кто спасется, а кто не спасется, спасутся ли все или не спасутся - является изначально неверным. Потому что вопрос спасения – это прерогатива Бога. И только Бог знает точно, кто спасется, а кто – нет. Спасутся ли все или не спасутся.
Люди же рассуждая об этом, конечно же, могут ошибаться. Неверный ракурс приводит и к неверному пути обсуждения. Оппоненты начинают спорить, настаивая на своей правоте. Приводят разные трактовки Библии. Дело вполне может закончиться обвинениями в ереси, и оскорблениями, как это нередко бывает на форуме.
Вообще, догматизм – это самый широкий путь к заблуждению. Догматик, то есть, человек подменяющий истину догмой, как раз и уверен в своей правоте и в своем знании. Однако истина, как сказал классик, - это не догма, а руководство к действию. Поэтому, когда человек знает, что он вполне может заблуждаться, и ведет себя скромно в этом отношении, не претендуя на знание окончательной истины, он становится более осторожным в высказываниях, оценках и судах. А значит, уменьшает возможность заблуждений. |