Что такое неоднозначность?
Это умение видеть сложность, не искусственную усложненность, а реально существующую сложность явлений, событий, предметов. Умение увидеть в объекте исследования не один смысл, а множество различных смыслов.
Такое умение не возникает сразу. Оно приобретается с мудростью и опытом. Со знанием жизни. Приобретается через страх Господень, когда человек ищет истину и мудрость.
Потому как примитивность, однозначность присуща незрелому мышлению. Мышлению догматическому, которое видит мир только в двух цветах – черном и белом. Для догматического мышления всякое явление – однозначно. Оно - или доброе или злое. И сам человек для такого мышления представляется однозначным – добрым или злым, праведником или грешником, спасенным или осужденным.
Однако же, реальность, конечно же, совсем иная. Человек – весьма сложное и неоднозначное существо. В нем постоянно борются, преодолевая друг друга, и добро и зло. Бог и дьявол ведут войну за него. И кто победит, возможно, решится лишь в последнее мгновение пребывания человека на земле.
Помните, как сказано об этом в Библии? Добрый сеятель посеял на поле семена добра. А злой, пока хозяин поля спал, посеял семена зла. И оба вида семян растут на одном поле, и приносят свои плоды. И когда хотели благочестивые работники выкорчевать все злые семена, Господь их предостерег не делать этого. Чтобы вместе со злыми семенами, они не повредили и добрых. Эту тонкую работу Всевышний доверил не людям, а ангелам. И то, в свой срок, когда семена принесут свои плоды и те станут явными.
А может быть, злые семена также посеяны с допуска Всевышнего? И каким то сложным образом они способствуют развитию человека? Ведь недаром говорится, что характер человека выковывается лишь в борьбе, а искусность приобретается в борьбе с искушениями. Значит, нужны эти искушения, значит и для чего-то допускает Всевышний и зло. Недаром существует и такая поговорка – наши недостатки – суть продолжение наших достоинств. И наоборот.
Неоднозначный взгляд видит реальную сложность проблемы. А однозначный – как правило, лишь только судит и осуждает. Ибо он не видит сложной реальности происходящего.
К примеру, когда человек с однозначным, примитивным мышлением видит грех в другом человеке, то он осуждает не только этот грех, но и самого человека. Почему? Неужели же он не знает, что грех нужно ненавидеть, а самого грешника любить? Часто бывает, что знает, однако не может с собой совладать. Ведь для того, чтобы любить человека нужно видеть в нем хотя бы что-то доброе. А наш судья видит только злое, только грех. Поэтому и не способен любить.
Чтобы в каждом человеке видеть добро, и нужно обладать неоднозначным мышлением. Нужно учиться видеть благо даже в явном зле, из ничтожного стараться извлекать драгоценное, как говорит об этом Библии. Это – трудный путь духовного совершенствования. Но его не миновать тому, кто любит и ищет истину. |