Сколько уже раз приходилось сталкиваться с неправильным пониманием библейских текстов, и цитат. Вот и по этой теме - о многословии - недавно столкнулся на одном христианском форуме с неправильным пониманием этого явления. "При многословии не миновать греха" - пишет Библия. И многие христиане понимают это так, что нельзя много говорить. И те, кто много говорят, у них вызывают однозначно негативную реакцию. Но на самом деле, многословие - это совсем не обязательно много произносимых слов. Многословие - это много слов и мало мыслей или полное их отсутствие. Но много слов и много мыслей - вовсе не является многословием. А называется содержательной речью. Как сказал классик - пусть словам твоим будет тесно, а мыслям - просторно. Таким образом, многословие в рассматриваемом нами контексте становится синонимом пустословия. Пустословие - это и есть отсутствие содержания, то есть мысли в словах. В идеале, конечно, слово должно выражать мысль. Но само понятие "многословие" говорит о том, что многие слова вовсе не несут никакой мысли. Например, когда попугай повторяет человеческие слова, в этом нет никакой мысли. Тот же эффект возникает, когда человек при говорении слов не вкладывает в них никакого содержания. Как это возможно? - спросите вы. Это происходит, когда человек перестает соотносить слово с его содержанием. Например, говорит "Я люблю", а сам при этом не любит, то есть не готов оплатить сказанное слово поступком или соответствующим отношением. Жизнь устроена так, что за всякое сказанное слово человек дает ответ. Независимо от того, понимает ли он этот принцип или нет. Вот, к примеру, человек говорит о себе - "Я - христианин". И порой не замечает, как Бог тут же посылает ему такую ситуацию, когда он должен потвердить сказанное своим реальным поступком или отношением. Назвался груздем, значит, полезай в кузов! И вот он встречает на пути (или на форуме) какого-то человека, к которому он должен проявить свое отношение. И оно, это его отношение, будет либо христианским по сути, либо не христианским. Так Господь испытывает человека в малом. В его словах. Хорошо, если человек проявит христианское отношениек ближнему. Значит, его слово было не пустым, а соответствовало реальности. Также не плохо, когда человек, не проявивший должного христианского отношения, увидел это, почувствовал, как Бог его обличил или показал это. Тогда человек начинает над собой работать, чтобы исправить свое отношение и сделать его соответствующим сказанному слову. И плохо, если человек, назвавшийся христианином, не проявляет соответствующего отношения, и даже не видит и не понимает этого. Тогда с ним происходит страшная вещь - девальвация или обесценивание слова. Его слова перестают нести смысл и становятся лишь звуковыми или письменными формами. Как попугай он будет цитировать Писание, но его реального отношения при этом не будет. Содержание потеряно. Это подобно деньгам, которые обесценила инфляция. И вот тогда, если человек любит поговорить, многословия не избежать. Фарисейство - это многословие на религиозной почве. Оно страшно еще и тем, что люди, которые постоянно слушают многословствующих, так же, бывает теряют ориентацию в реальности и перестают соотносить слова с поступками. Слова как бы замыливаются. Так зарождается обольщение. То есть иллюзия в собственной адекватности. Человек уже не видит себя, и не понимает, что с ним в действительности происходит. Вместо того, чтобы соотносить себя с действительностью, он предпочитает слепо доверять каким либо идеям. Вместо того, чтобы жить в реальном мире, человек уходит в иллюзорный мир. Человек думает, что он - спасен, хотя на самом деле в его сердце нет ни одной живой мысли или чувства. Одни лишь цитаты из Библии. Таким образом, мысль - это то, что соотносит человека с реальностью, с его конкретной жизнью. А бессмысленность - то, что уводит от нее. И когда Писание говорит, что при многословии не миновать греха, то оно говорит, конечно вовсе не о том, что нельзя много говорить. Как это часто понимается христианами. А о том, что нельзя много говорить бессмысленных вещей. |