К сожалению, многие верующие люди не понимают значение такого явления, как разномыслие, то есть существование разных взглядов на один и тот же предмет. Более того, некоторые считают, что разномыслие - это негативное явление, препятствующее единству и единомыслию между людьми. Они так же считают, что Библия и Бог негативно относится к этому явлению. Ибо истину они представляют весьма плоско - как некую медаль, лишенную своей второй стороны. В результате их общение с другими людьми часто выливается в споры, ссоры, разногласия, конфликты. Ведь гораздо легче обвинить человека в неправоте, навесить на него ярлык заблуждающегося или еретика, нежели попытаться понять его и найти с ним общий язык. Как достичь единства, когда люди пребывают на разных уровнях понимания, этапах развития, разных духовных состояниях, и, вообще, когда все люди - разные? Возможно ли в это случае единство с ними? Евангелие дает нам в этом отношении высокий нравственный критерий - "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам." (Евангелие от Луки 6, 31-38) Таким образом, в свете предлагаемых требований становится очевидным, что для цивилизованного диалога необходима одна важная вещь - уважение своего собеседника независимо от позиции, которую он занимает. Ибо главная проблема общения между людьми - неумение вести цивилизованный диалог. Уважение к собеседнику - это утстановка, которую следует принять изначально, еще до вступления в диалог с кем-бы то ни было. Если ты хочешь цивилизованного общения, то прежде чем общаться, настрой себя на уважение к собеседнику. К любому. К верующему или неверующему, к сатанисту или блуднику, к еретику или заблуждающемуся. Если ты не согласен с этим, то тебе лучше не общаться с ними вообще, поскольку от твоего вмешательтва, будет больше вреда, нежели пользы. Без уважения к собеседнику, ты так настрошь своего собеседника против себя, своей церкви или Бога, что надолго отобъешь у него желание общаться с подобными тебе. И вот это уважение постарайся не терять ни в каком случае на протяжении всей дискуссии. Независимо от того, как ведет себя твой оппонент, ты должен сохранить к нему уваждение. Пусть он - ошибается, пусть он заблуждается, пусть он грубит тебе. Если ты в ответ станешь грубить ему и оскорблять его, то ты потеряешь, как свое уважение к нему, так и уважение к себе со стороны других людей. В случае явной грубости твоего оппонента, которуя я лично не переношу, лучше просто отойти в сторону и помолится за него. Чем разжигать огонь словопрений и ссор. Конечно, если ты в состоянии говорить с хамом, продолжая уважать в нем, пусть и падшего, но человека, без оскорбления, то ты, можешь, конечно, попытаться ему что-либо объяснить. Но нужно отойти сразу, как только ты потерял мир в себе. Каждый из нас может ошибаться или заблуждаться, каждый может совершить ошибку. Уважая человека, проявляя к нему милосердие, любовью покрывая его ошибки и грехи, ты тем самым распространяешь Царство Божье и делаешь себя и другого человека лучше. Отдельно хотелось бы сказать о случаях, когда ты не согласен с собеседником в позиции, то есть, принципиально. К примеру, ты считаешь, что католики - ошибаются, но поскольку они ведут себя жестко в доктринальном плане, тебя это начинает злить и выводить из себя. Ты не можешь уступить им истины. Тут нужно помнить о двух вещах. Во-первых, о допустимости разномыслия, о котором еще сказал апостол Павел - надлежит между вами быть и разномыслиям, чтобы выявились искуссные. Иными словами, невозможно в жизни обойтись без разномыслий, они неизбежны. Им - "надлежит быть". Поэтому, истинное единство верующих обязательно подразумевает наличие разномыслия среди них. Поскольку единство без разномыслия - это единство, в котором нет свободы, то есть, принудительное единство, насильственное единство. Это единство силы или страха, но не любви. В любви есть свобода. Свое единоначалие Бог не проявляет как насилие над чужой волей. Существование разномыслия фактически говорит о том, что мы позволяем человеку оставаться самим собой и не требуем от него изменения его позиции. Мы, конечно-же, сообщаем ему свою позицию, мы можем сказать также, в чем, по нашему мнению, не прав наш оппонент. Но чего мы не должны делать, так это навязывать человеку своих взглядов, каким-либо образом (через давление или прочее) заставлять его отказаться от своей позиции и принять нашу. Это есть насилие или манипуляция. Мы уважаем, то есть, принимаем оппонента таким, каков он есть, на сегодняшний момент. И в этом мы проявляем свою любовь к нему. Во-вторых, мы должны понимать, что в основе разномыслия часто лежат факторы, которых мы не в состоянии изменить. К примеру, твой оппонент верит в то, что спасение возможно только в лоне его церкви и нигде более. А ты думаешь, как раз наоборот. Для того, чтобы сохранить единство с ним, тебе необходимо "понести" его заблуждение или ограниченность. Необходимо просто снизойти к своему оппоненту, понимая, что на сегодняшний день он не в состоянии думать иначе. Мудрость проявит тот, кто поймет это и не станет настаивать на своей правоте. Наступит день, когда Бог откроет ему этот вопрос. А может быть так, что и не откроет. Но ожидание этого оного дня, не должно перечеркивать необходимости любви и уважения к этому человеку сейчас. Наоборот, твоя любовь и уважение, скорее всего приблизят этот день. Таким образом, разномыслие, проявленное в уважении к собеседнику, - это реальный механизм, который позволяет достичь и сохранять единство между людьми. Даже, если ты не соглашаешься с позицией человека, то уважение, которое ты проявляешь к нему, как к личности, создает ту необходимую платформу для вашего общения, платформу мира и принятия друг друга, которая и позволяет Богу объединять вас в единый организм любви. |