Думаю, что многим знакомо это понятие. Еще по застойным временам. Многие художники, писатели, артисты, да и люди нетворческих профессий, испытали это явление на себе. Когда человек писал какое-нибудь произведение, создавал роль, делал что-либо, он думал в первую очередь о том, а пропустят ли его произведение на всеобщее обозрение, а что скажут окружающие? Внешний цензор своими запретами создавал в человеке внутреннего цензора. И потом, когда внешнего цензора не стало, внутренний цензор остался в человеке и фактически руководил (обуславливал) его поведение. Каждый из вас может это явление увидеть в себе самом. Например, если мама, воспитывая ребенка, постоянно говорит ему - "нет", то в определенный момент, когда мамы уже нет рядом, ребенок уже все равно слышит это мамино "нет". Помните, знаменитую Полунинскую клоунаду - "Низзззя!!!" Я поймал себя на наличии внутреннего цензора, когда близкий человек в очередной раз сказал мне сделать тише музыку. Точнее, за полминуты до того, как он мне это сказал. Я оценил громкость музыки его ушами, и подумал, что для него это будет неприятным. И в этом бы не было ничего плохого, а наоборот, только забота о ближнем, если бы не одно "но". А именно, то обстоятельство, что я не мог смириться с его требованием. Не мог принять его без ропота и недовольства. Если бы мне удалось увидеть в его требованиях Волю Божью и принять их, то проблемы бы не было вовсе. Однако мне это не удалось. В тот момент, по крайней мере. И у меня возникло четкое ощущение, что я начал слушать музыку его ушами. Это и есть внутренний цензор. Слушать чужими ушами. Видеть чужими глазами. Думать чужим умом. Жить по чужому сценарию. Удовольствия от музыки, конечно, я в таком слушании совершенно не получил. Любое давление на человека, особенно длительное и постоянное рождает в нем такого внутреннего цензора. И человек оказывается перед выбором. Либо подчиниться давлению ради мира и душевного комфорта, либо - воевать против этого давления. Первый способ - это и есть путь создания в себе внутреннего цензора. Второй путь - это как правило, путь бунтаря, борца за свободу. Человек может настоять на своем, также, как впрочем, может стать проигравшим и его могут сломать и превратить в послушную марионетку. И третий путь - это путь веры. Путь мудрости. Когда человек прячется под Божьей сенью и Бог проводит его через узкое место. Чаще всего, конечно, проводит через смирение, но уже не перед требованиями людей, но перед Богом. И тогда у смирившегося не остается ощущения униженности и негативных ощущений к другому человеку. Бог забирает их, утирая всякую слезу на лице. Тогда можно начинать отношения с этим человеком с чистого листа, с начала, в любви. Так закон рождает в нас внутреннего цензора и делает нас рабом его, а любовь и милосердие - делают нас свободными. |