Для многих верующих сомнение - это грех. Поскольку они воспринимают сомнение как противоположность веры. Либо человек верует, - думают они,- либо он сомневается. Третьего не дано. Но оказывается третье как раз и существует. И третье - это путь мудрости, путь исключения крайностей. Существует выражение, что сомнение сомнению - рознь. Есть сомнения, разрушающие человека. Например, когда человек мечется между двумя точками зрения и не может выбрать из них лучшее. Мечется до тех пор, пока у него вообще не исчезает сама возможность выбора. Он так и остается ни с чем. Мы называем таких людей нерешительными, слабыми, мнительными. Но есть сомнения, которые служат созиданию. Например, если человек начинает сомневаться в том, что его понимание или решение - наилучшее. Такое сомнение помогает ему найти более совершенное понимание или решение. Более того, не подвергнув сомнению вашу сегодняшнюю ступень знаний, веры или достижений, вы не сможете двигаться к новой, более совершенной ступени. Поэтому говорят о том, что не сомневаются только дураки. Ибо только дураки не понимают, что у них есть возможности для совершенствования. Дурак в своих глазах выглядит мудрецом. А мудрец в своих, наоборот, - дураком. Вот такая диалектика. Такие явления как религиозный фанатизм или законничество основаны на полном отказе от сомнения, а значит и от идеи развития. Законнику или религиозному фанатику неведомы сомнения. Он думает, что знает. И он не хочет думать, что его знания - несовершенны. Поэтому, да здравствуют те сомнения, которые помогают нам стать совершеннее! |