Нужно разобраться в тонкостях этих дефиниций, чтобы не согрешить ненароком. Часто бывает, что человек хочет высказать свое мнение, но делает это таким образом, что осуждает своего оппонента, чем конечно-же обижает его. Или же, желая обличить кого-нибудь, он опять-таки занимается не обличением, а осуждением. Либо же, наоборот, не решается высказать свою точку зрения, боясь, что она будет воспринята, как осуждение. Итак, давайте выясним, что же такое осуждение, обличение и суждение. Чем они отличаются друг от друга. Что такое осуждение? Осуждение - это вынесение приговора. Если вы выносите приговор, то тем самым, вы утверждаете, что, во-первых, вы знаете истину. Во-вторых, находите, что осуждаемый вами грешит против нее. В-третьих, даете санкции на его наказание. Так, к примеру, назвав меня еретиком, вы сказали тем самым, что вы сами находитесь в истине, и что я - грешу против истины определенным способом, и в-третьих, наказали меня тем, что создали своим высказыванием определенное мнение, поверив которому, другие люди ко мне будут относится соответствующим образом - недоверять моим словам, нежелать со мной общаться и т.д. Иными словами, вы наказали меня - морально или физически (что зависит от размеров ваших полномочий).Таким образом, вы организовали суд надо мной и вынесли приговор. Вот, что такое осуждение. В мире люди часто осуждают друг друга. Но соответствует ли это Божьей воле? Конечно, нет! На осуждение вам Бог права не давал (если вы только не работник суда, который действует в соответствии с законами государства). Итак, вы не имеете права кого-либо осуждать! Но это не значит, что вы не можете высказать своего суждения. Разве вы призваны только молчать? Конечно, нет! Вы вправе высказывать свое мнение. То есть, высказывать свои суждения. Чем отличается суждение от осуждения? Суждение - это ваше мнение, ваша оценка. Причем это мнение может быть либо положительным, либо отрицательным. К примеру, вы не согласны с моей точкой зрения. Вы так и говорите - я не согласен с твоей точкой зрения. Или, я считаю ошибочной вашу точку зрения. Это - суждение. Но это не осуждение. Здесь нет суда и нет приговора. Здесь есть только лишь оценка мнения собеседника с вашей позиции. Вы можете привести аргументы или причины, по которым вы так думаете. Этого даже требуют правила хорошего тона, в случае, если вы производите какую-то критику. Но даже и в этом случае, ваша оценка - это не осуждение, а всего лишь суждение. Это ваше мнение, и не более того. Даже если ваше мнение истинно, то вы все равно говорите самой формой вашего суждения что вы не являетесь монополистом на всю истину. И вы вполне допускаете, что существует более совершенная точка зрения, нежели ваша собственная. И вы сами также можете ошибаться. Одно дело сказать - "Ты - еретик!" И совсем другое, сказать, "Твое мнение не соответствует общепризнанному мнению в церкви". И если за первое высказывание в достопамятные времена людей оправляли на костер. То второе высказывание лишь говорит о несоответствии мнений. Может быть, вы спросите, а почему же в Библии написано - если говоришь, говори, как слова Божьи? Вы должны понимать, что слова Божьи - это те слова, которые находятся в воле Божьей. Они ей соответствуют. А воля Божья по поводу суждений людских дана в Библии - "Не суди, да не судим будешь." Это - заповедь. Иными словами, если вы осуждаете, то это не может быть волей Божьей. И ваши осуждения не имеют ничего общего со словами Божьими. Даже если вы используете для осуждения цитаты из Библии. Что же такое обличение? - спросите вы. Обличение - это то же самое суждение, только лишь имеющее ярко выраженную направленность сообщения о грехах или ошибках. Обличающий указывает на ошибки, но ни в коем случае не судит того, кто их делает. Вот этого момента многие верующие не понимают. Потому они и осуждают. Но недаром в Библии сказано, что когда вы производите обличение, будьте осторожны и следите за своим сердцем, чтобы в нем не возникло осуждения. Ибо обличения должны производится в любви. И их цель вовсе не в том, чтобы осудить человека, но исправить. Таким образом, каждый имеет право на суждение и обличение. Но никто - на осуждение. Ибо через осуждение чаще всего действует противник Божий и человеческий. Осуждает ли Христос фарисеев? Внимательно ознакомившись с библейским текстом (Матф. 23, 13-39), вы увидите, что Он говорит такие слова фарисеям - за то ПРИМИТЕ ТЕМ БОЛЬШЕЕ ОСУЖДЕНИЕ. ПРИДЕТ НА ВАС КРОВЬ ПРАВЕДНАЯ и так далее. Иными словами, Христос Сам не осуждает, но говорит о том, что есть осуждение для тех, кто грешит. И такие отдаются в руки того, кто осуждает. Кто пришел специально для того, чтобы убить, осудить и разрушить. Осуждение - это категоричное суждение, не допускающее возражений. Однако бывают категоричные суждения без осуждений. Позитивно утверждающие что-либо. И хотя такое суждение не отрицательно по сути, то есть, не осуждает никого, тем не менее, оно свой категоричной формой свидетельствует о том, что его автор не оставляет сомнений в его правоте. И тут может быть одно из двух. Либо автор действительно прав, либо он сам слеп и не знает, что говорит. И как правило, чаще бывает именно второй вариант. Категоризм - весьма опасная форма высказываний, поскольку она отрицает сомнения любого рода. Кактегоричная форма говорит - "Я - прав и точка! И другой правоты быть не может!" И если в случае осуждения - категоризм направлен на другой объект, то в случае позитивного, утверждающего категоризма - он направлен на самого себя. Был ли категоричным Иисус? Многие Его высказывания сделаны отнюдь не в категоричном духе. Например, вот это - "Я не сужу никого. А если сужу, то суд Мой истиннен". Вы видите здесь отсутствие категоризма? Фактически Иисус сказал здесь - если Я кого сужу, то суд мой истиннен. Потому что я никого не сужу. Иными словами, Иисус высказывает суждения, но никого не осуждает при суждении. Он может судить обо всем, но он никого при этом не осуждает. |