В каком храме следует поклоняться Богу? В том, в котором ты можешь поклоняться Ему. Это может быть маленькая деревенская православная церквушка или строгий католический костел, в котором звучит орган. Но это вполне может быть и городской Дом культуры, где харизматы, пятидесятники или баптисты арендуют зал для богослужений. Первым моим храмом был именно Дом культуры. Когда был в "харизматах", читал только конфессиональную литературу. И удивлялся, почему так мало литературы о Боге и вообще удивлялся, почему храм такой маленький. А как вышел на "свободные хлеба", стал исследовать различные тексты. И в том числе, православные. Александр Мень, который поразил своим простым стилем, широтой восприятия и глубиной мысли. А еще есть такой чудесный писатель А. Зайцев. Прочитал у него о православных подвижниках, о монастырях. Какой чудесный дух в этих книгах. Так мой храм, перерос стены Дома Культуры и стал намножечко больше. Я увидел его на бескрайних просторах России. Вспоминаю, как впервые открыл для себя серьезного католического писателя Хосе Марию Эскриву. Его книга "Ближние Господа", стали для меня тем обильным пастибщем, которое буквально открыло мои глаза на то, что Бог есть не только в протестантизме и в православии. Другой католический писатель Энтони де Мелло привлек мое внимание к духовности Востока. Затем были тексты из иудаизма и философии, близкой к иудаизму. "Хасидские истории" Мартина Бубера. Читая их, увидел Бога в иудаизме. И далее, в других религиях. Всякий благий дар - есть от Господ!Так что христианская и еще шире мировая культура имеет колоссальный багаж литературы о Боге. Всего и не перечитаешь! Все это расширяло мои представления о Боге и о Его Храме. Когда в душе произошли определенные накопления, почувствовал потребность писать самому. Было, что сказать. А если есть, что сказать, надо говорить! Другое дело, когда сказать нечего, а люди все равно говорят. Это нехорошо. Начал писать статьи. Одну, вторую, третью. Бог так устроил, что мои статьи стала публиковать одна христианская газета на другом конце бывшего СССР. Постепенно статей накопилось много и друзья на домашнем компьютере издали мою книгу. Всего в нескольких экземплярах. Писал также стихи, рассказы, сочинял песни. Так пришел к мысли о том, что творчество (приношение духовных плодов творчества) - это есть высшая форма религии. Нашел подтверждение этой мысли у христианского философа Николая Бердяева. То, что я нахожусь сейчас вне пределов какой либо конфессии, вовсе не означает, что я отвергаю их и считаю, что их храмы - ложные. Вовсе нет! А тем более не отвергаю, все лучшее, что есть в них. Однако, я утверждаюсь в самостоянии перед Господом, понимая, что человек лично дает отчет за себя перед Богом. Там, где начинается личное духовное водительство, заканчивается преклонение перед авторитетами и жизнь "чужим умом". Духовное водительство - это личная вера в действии! Теперь мне вовсе не обязательно быть формальным членом какой либо церкви, конфессии или религии. Лично я для себя самого уже не вижу в этом смысла. Мой духовный путь ведет меня "за стан", как выразился ап. Павел. За стан известного в неведомое. Творчество - это и есть созидание нового. Новой жизни, нового пути, новых произведений. Мой храм - это весь мир, в котором Царствует Бог. В этом храме я приношу свои обеты, служу, получаю наставления и уроки. В этом храме я поклоняюсь Богу. И на меньший храм я уже не согласен. В меньшем храме мне уже тесно. Вот на больший - согласен, да! Так ведет меня Господь и я верю, что Его путь для меня - есть благо! |