Давно (еще с тех
пор, как пробыв несколько лет в церковной общине, я был вынужден не по своей
воле оставить ее), я с удивлением обнаружил одну закономерность - почему-то мне
куда проще было иметь дело и общаться с мирскими людьми, нежели с верующими. Это
притом, что я сам - верующий и очень любил свою общину и был привязан к
ней.
Впоследствии я понял, в чем дело. Многие мирские люди живут по
совести, а в добавок они являются активными членами общества, которое плохо ли,
хорошо, но регулируется законами (административными, уголовными, бытовыми). В
то время, как в общине, в которой был я, царило какое-то первобытное пещерное
право - все решал пастор, который и был, естественно, всегда прав.
Таким
образом получалось, что мирские люди вели себя по отношению друг ко другу
гораздо более законно, более справедливо, более свободно, нежели
верующие.
Вообще многие общины верующих бросает в крайности. С одной
стороны - в крайность законничества, а с другой - в крайность беззакония. Обе
этих крайности возникают от неправильного отношения к закону, и соответственно
неправильного его применения.
В одном случае требования закона (а еще
чаще - церковные уставы) используются как средство контроля и подавления свободы
и инакомыслия, то есть, фактически для утверждения власти лидеров.
В
другом случае, требования закона вообще отрицаются, а все решают те же самые
лидеры. Решают, конечно, не по закону, а как им хочется. Так законничество и
беззаконие становятся по сути одним и тем же - фактически
беззаконием.
Однако, если в случае с законничеством, последнее возникает
от извращения закона, то ситуация беззакония во многих общинах имеет свою
теологическую базу. Эта теологическая база еретична по сути, ибо извращает
Писание.
Ересь беззакония заключается в том, что многие
христиане-протестанты считают, что в Новом Завете закон отменен, и заменяется
благодатью. Для того, чтобы вывести подобную теологию из Нового Завета много ума
не нужно. Достаточно прочитать некоторые выражения апостола Павла, вырванные из
контекста и придать им буквальное значение. Выражения типа того, что "Христос -
конец закона".
При этом совершенно не берется во внимание, как я уже
сказал, ни общий контекст Послания, ни то, что Павел писал свои послания в
особом жанре и весьма специфическим языком.
Павел - мистик и религиозный
философ. Его речи аллегоричны и глубоки, как слова поэтов и философов. Но их
частенько читают буквально, как будто бы Павел пишет не о тайнах Богопознания, а
об устройстве водосточной трубы. И неизбежно искажают смысл до
противоположности. Так и появилась ересь беззакония, утверждающая, что в Новом
Завете Божий Закон отменен.
А если закон отменен, значит можно его не
соблюдать, а значит, нарушать. Закон говорит - не убей. А церковь убивала своих
врагов, жгла их на кострах инквизиции. Закон говорит - не лжесвидетельствуй, а
церковь низвергала на головы своих прихожан множество клеветы (обвиняя тех же
еретиков или конкурирующие конфессии) и так далее.
И самое примечательное
состоит в том, что все беззакония оправдывались... верой во Христа. Раз закон
отменен, остается вера. А веру можно повернуть куда угодно. Захочешь убить -
скажешь, верую, что Бог требует убить беззаконника. Захочешь украсть - скажешь,
верую, что Бог велел отобрать у богатого и дать бедному.
История церкви - это
во многом история беззакония, которое выплеснулось на мир под видом благодеяния.
И недаром в Библии говорится о Вавилонской блуднице, беззакония которой дошли до
Бога. |