Среди всех видов и
форм человеческих взаимоотношений существует всего два их принципиальных типа -
сотрудничество и соперничество.
Давайте рассмотрим их.
Соперник - это
значит противник. И пусть не всегда соперник или противник является твоим врагом
(например, в спорте противник почти никогда не становится врагом), но суть
соперничества или противоборства состоит именно в том, чтобы победить своего
соперника.
Сотрудничество, наоборот, объединяет людей не в борьбе друг с
другом, как бывает в соперничестве, а в достижении единой цели. В сотрудничестве
люди выступают как партнеры, действующие заодно, а не как противники и
соперники.
Думаю, что два этих типа взаимоотношений фактически являются
проявлением двух способов отношений, присущих разным духовным Царствам - Царству
Бога и царству дьявола. И недаром в Библии дьявол назван противником
Божьим. Он противиться Богу, борется с Богом и с людьми.
Если же
говорить о христианах, то, часто они
борются с другими людьми. Свидетельствами такой борьбы является практически вся церковная история. Христиане борются с неверующими или с христианами из других деноминаций,
или с людьми, которые по их мнению, являются еретиками или обманщиками. Они
соперничают с ними, и тем самым, уподобляются дьяволу. Это мое мнение.
При этом я не считаю, что всякое соперничество плохо. Не
считаю, к примеру что заниматься спортом - это лишнее. Все хорошо в меру. Для развития
здоровья, волевых качеств и пр., спорт весьма полезен. Даже некоторый азарт
полезен, не говоря уже о конкуренции, которая стимулирует человека достичь цели.
Все это замечательно.
Но при этом важно оценивать явления с духовной
стороны. Соперничество не просто возбуждает агрессию в человеке (при контроле
человека над собой, этот момент можно было бы свести к минимуму) Соперничество
делает людей соперниками, противниками. И вот этим оно и опасно.
Соперничество вредно, когда оно становится главенствующим, превышающем единство
и любовь. Возьмите, к примеру, наш форум. Когда мы спорим или дискутируем на
форуме, ведь это тоже определенного рода соперничество - кто лучшее и точнее
сформулирует мысль, кто искуснее и так далее. И это полезная часть
соперничества. Но когда люди в порыве борьбы начинают унижать друг друга, когда
главным желанием становится победить оппонента, а не утвердить истину, когда в
этой борьбе в ход идут далеко не цивилизованные методы, такие как оскорбления,
клевета, издевательство а то и травля, то такое соперничество - это явная
вражда, которая из оппонентов производит врагов.
Вообще единственное соревнование, которое может являться полностью оправданным с
духовных позиций - это есть борьба с самим собой, и также борьба с грехом. В
первом случае твой соперник - ты сам, худшее в тебе, противостоящее лучшему.
Во-втором, соперник - грех. Но никак - не другой человек.
Я вообще думаю, что в Библии тема борьбы человека с самим собой является одной
из ключевых, важнейших. Без этой борьбы человек не может достичь Воли Божьей
относительно самого себя.
И в этом ключе я рассматриваю борьбу Иакова с
ангелом Господним.
Бог борется с человеком, чтобы покорить того истине, то
есть Себе. Но борется как то необычно. Написано в Библии, что боролись они всю ночь, но никто не смог
победить. Возникает закономерный вопрос - почему Бог не мог победить человека?
Это ведь неспроста. Разве Всемогущий Бог не может победить Cвое творение -
человека?
Ясно, что Богу не нужна победа над человеком любой ценой, а
лишь на определенных условиях. Богу нужна добровольная, доброохотная сдача
человека Богу, как это явил Христос на кресте - "Пусть не Моя воля будет, но
Твоя, Отче!" Иными словами Богу нужен сотрудник, а не соперник! Поэтому Он и борется с человеком не как с соперником, но как с тем, кого хочет не покорить, а привлечь, вызвать к Себе любовь.
Ситуация же с Иаковом, и вообще с каждым человеком, весьма
осложняется наличием свободной воли человека. И особенно тем, что духовное
продвижение не дается легко, без усилий, а требует уплаты высокой цены от
человека. Иными словами, в человеке идет борьба двух воль - Воли Божьей и воли
самого человека, которая может соединяться в с волей дьявола. Кто победит в
человеке?
И чтобы быть сотрудником Бога, человек должен
бороться с самим собой, усмиряя плотского человека во имя духовного. Но не должен бороться с ближним. А скорее уж должен бороться за ближнего. В том и дело, что христианская борьба - это суть борьба за человека, а не против него, за образ и подобие Божье в нем. В послании Эфесянам Павел говорит, что Христос Собой, Своей Плотью упразднил
закон вражды между людьми. И отныне нет нужды, чтобы они были врагами и вели
себя как соперники. Но мир, увы, еще очень далек от такого понимания.
|