Вообще-то я чаще бываю трезв. Мне близки идеалы бодрствования, духовного трезвления. Читал по этому поводу хорошие наставления православных отцов церкви. И вообще трезвость привлекает меня многим - ясностью сознания, чистотой зрения, определенностью и четкостью. Размеренностью. Все в ней хорошо. Кроме одного. Порой бывает слишком скучно. И вообще в компании слишком трезвых и серьезных людей почему-то хочется выпить. Словно бы не хватает у них какого-то жизненно важного фермента. Фермента, обеспечивающего полноту бытия. Я понимаю, почему первым чудом, которое сотворил Иисус, было чудо превращения воды в вино. Почему Иисус превратил воду в вино? И почему именно в вино, а не допустим, в молоко? - Ведь тогда тоже было бы чудо, не правда ли? И читали бы мы тогда в Библии о чуде превращения воды в молоко. Но мы читаем именно о превращении воды в вино! Почему? Есть предположение (весьма, впрочем, научное!), что Иисус хотел, чтобы люди это вино, которое Он превратил из воды, пили! А не просто на него смотрели, и восхищались Его чудом. А, немного зная еврейские традиции, можно предположить, что Он хотел, чтобы люди упились этим вином. То есть, по-простому говоря, напились. Да так напились, чтобы забыли о тяжелой ежедневной работе. И о трудном политическом положении, в котором они жили, и о нелегком финансовом своем положении... Одним словом, забыли о тяготах жизни и насладились радостью бытия! Чтобы они перешли в иное измерение, чему весьма способствует алкоголь. Не мог же Иисус вот так сразу им взять и сказать, чтобы они исполнялись Духом! Поцелуй жениха опьяняет невесту... И традиционное "горько!" становиться сладким. И вот уже пол под ногами начинает ходить ходуном и напоминает корабельную палубу. И твердая почва под ногами становиться такой ненадежной, так что чудо становиться вполне возможным. Достаточно только захотеть! А вот на трезвую голову в чудеса как-то не верится! Не обращали внимания? Представьте, что вы живете своей обычной жизнью. Впрочем, это даже и не надо представлять. У вас есть друзья, и как водится, есть враги. Сосед, который, к примеру, зовет тебя штундой. Или какой-нибудь Свидетель Иеговы, которых расплодилось на твоей "канонической" территории видано-невиданно. Или какой-нибудь антисемит. Или, наоборот, пархатый семит. Вариантов может быть множество. Как сделать так, чтобы примерить нас всех в одночасье? Правильно, напоить! Напоить до такого состояния, чтобы вы забыли все свои распри. В Израиле есть веселый праздник Пурим. О его началах рассказывает библейская книга "Эстер" ("Есфирь" в русском переводе). Так вот, на этом празднике есть обычай напиваться до такого состояния, чтобы не отличить Амана от Мордехая. Духовное опьянение - то же самое опьянение, но только без вина. Под воздействием духа. Человек так "напивается" этого духа, что он порой не понимает, что с ним происходит и где он находится. Привычные ориентиры исчезают. Земля уходит из-под ног. Однажды я пригласил своего друга, номинального христианина, на служение в харизматическую церковь. До этого мы с ним много спорили о вере, но безрезультатно. Мне не удавалось склонить его на свою сторону, а ему меня - на свою. На служении с ним что-то произошло. Он словно под гипнозом вышел к сцене, когда прозвучал призыв проповедника выйти желающим на молитву покаяния. Он был духовно пьян. Не только в христианстве есть крайние течения вроде харизматии, движения "святого смеха", падений на пол, и т.д. В иудаизме существует хасидизм. Где считается за норму славить Бога в радости. Хасидские песни и танцы известны своим весельем и радостью. Хорошая вещь - трезвость. Но полнота жизни, радость почему-то ей недоступны. Почему я люблю заниматься творчеством - петь песни, писать статьи или рассказы, - потому что в какой-то момент ты освобождаешься от власти ума, от самоконтроля и пускаешься по течению духа. И тогда ты не знаешь - куда тебя "вынесет", но твое сердце - оживает. Оно наполняется духом, и жизнь перестает быть такой пресной и скучной. Мне кажется, что нужен здоровый баланс между духовной трезвостью и духовным опьянением. Есть время быть трезвым и время упиваться духом. Ведь долго быть духовно пьяным я тоже не могу. Ум требует своего - требует понимания ситуации, трезвой оценки, гармонии ума и сердца. Хочется иногда под собой ощутить и твердую почву. Ведь при духовном опьянении человек мало что понимает и оценивает. А при определенных дозах духа вообще ничего не понимает и не оценивает. Это как сильная влюбленность - человек ничего не замечает, кроме любимой. Со стороны пьяный выглядит неадекватным, но ему-то хорошо! Люди же осуждают. Вспомните День Пятидесятницы. Про апостолов говорили, что они напились. Не знали, что они просто духом исполнились. Или, к примеру, представьте себе ситуацию, когда ваша знакомая, какая-нибудь баба Маня, ну та, что на рынке сигаретами торгует, вдруг ни с того ни с сего начинает пророчествовать. Как Саул, который побывал в сонме пророков. Как бы вы на нее посмотрели? Да она отроду таких слов не говорила! А тут вдруг начала вещать приближение Царства Божьего и спасение Господа нашего Иисуса Христа! Или ваша любимая кошка начинает вам суды Божьи возвещать. А почему бы и нет? Осел в Ветхозаветное время может пророчествовать, а кошка в новозаветное не может, что-ли? Да она вам еще почище осла запроповедует. Поэтому подобная неадекватность оценки опьяненных возникает у трезвых лишь от недостатка упоения. А сомнение - это вообще прерогатива исключительно трезвости. Больше трезвости - больше сомнений. И наоборот. Трезвому понять опьяненного – невозможно! На трезвую голову, вы не увидите мир так, как на опьяненную. Другое дело, что если напьетесь вина, ну того, что Иисус превратил из воды, так вы каждую минуту будете видеть свидетельства благотворного действия опьянения. Ну, разумеется, духовного. И иным языком заговорите, и сновидения появятся у вас различные. А если помажете свои слепые глаза грязью, предварительно плюнув в нее и размешав, так вообще такое увидите, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Аман у вас будет вместе с Мордехаем под ручку танцевать в Канне Галилейской! Но делать это опять таки надо не на трезвую голову. Видите ли, в чем тут дело. Одно и то же событие, одно и то же Писание, люди воспринимают по-разному. Все зависит от состояния сердца. Веселое оно или грустное. Жесткое или мягкое. Что в сердце вообще находится? Если осуждение опьянения, то вы это осуждение даже в логарифмической линейке будете видеть. А в Библии и подавно! Да, вот такая штука - это духовное опьянение. |