При обсуждении темы "Проклятие закона" возник вопрос - что такое жить не под законом, а по благодати? Я думаю, что жизнь по благодати вмещает в себя очень многое, а главное, это жизнь - в свободе. Когда действия человека не ограничены законом.
Однако, принцип духовной свободы таков, что человек тем больше ее имеет, чем больше он ограничивает своего зверя, то есть, своего плотского человека. Если дать свободу дикому и свирепому зверю в себе, то ничего доброго из этого не получиться. Суть же в том, чтобы дать свободу своим высшим и лучшим качествам и свойствам - творчеству, любви, милосердию, творению добра. Вот на таковые нет закона, как пишет Библия.
Еще возник в той теме вопрос - как относится к согрешающим (к ближнему или к себе самому) - по закону или по благодати? И одним из участников было высказано мнение, что человеку нужно себя сильно изменить, чтобы жить по благодати. То есть сначала нужно применить закон. С чем я посмел не согласиться, и выдвинул в ответ принцип индивидуального подхода. Вот что я ответил оппоненту -
Может быть, кому-то и нужно себя сильно изменить с Божьей помощью, чтобы жить в благодати. А кому-то - нет. Ему достаточно просто не обращать особого внимания на законы, чтобы чувствовать себя комфортно и свободно.
Что касается меня, то я пережил большую милость Бога к себе, то есть, понял, конечно, в меру своего разумения, насколько Бог милостив к людям.
Из этого я сделал вывод, что и мне нужно быть милостивым к людям, и, что не менее важно, к самому себе тоже. Потому что человек часто не может простить самому себе свое несовершенство и слабость и продолжает винить себя, тогда как Бог принимает его таким, как он есть и любит его таким, как он есть.
Конечно, это все очень индивидуально, и человеку правильно все же держатся золотой середины - между милостью и требовательностью (благодатью и законом).
Кого-то (в том числе и себя) порой страхом спасать, кого-то (и себя самого) - большим терпением и снисхождением к недостаткам и грехам. Излишней требовательностью можно изсушить и воспитать законника. Излишней милостью - разбаловать и воспитать пофигиста. Каждый должен сам разбираться с пропорциями.
Но мне, вероятно, повезло в том, что по складу характера я не очень серьезно отношусь к себе. И более склонен миловать (себя и ближнего), нежели требовать (с себя и с ближнего). Впрочем, с годами требовательность все же увеличивается. Поэтому нужно увеличивать и милость, чтобы не произошло перекоса.
Но важно, что бы не использовать закон для насилия (к себе и к ближнему). Я немало насмотрелся, как в законнической среде законом ломают человека. К примеру, человек не готов к сексуальному воздержанию, а от него в церкви требуют полного воздержания (если он не женат). Некоторые молодые люди имеют с этим большие проблемы (и физические, и психические).
Важно понять, что каждый начинает свой путь к совершенству с различных ступеней и нельзя требовать от всех одинаковой посвященности. Но закон, как раз требует одинаково - если нельзя одному, то нельзя и всем. И в этом - его несовершенство. (Как написано в Библии, закон ничего не довел до совершенства). Ибо все не могут поступать одинаково.
Вот почему законническая среда неизбежно рождает лицемеров (когда на словах - все праведники, а на деле - большие грешники). Кто-то легко воздерживается от сексуальных искушений или, допустим, от злоупотребления спиртными напитками, а кто-то - не очень. А кто-то вообще на сегодняшний день не может с этим справиться. И он вынужден лгать, чтобы не быть отлученным от общения. Поскольку в подзаконной общине отсутствует принцип индивидуального подхода. Иными словами, нет свободы.