Чем отличается религия от духовного пути человека? На первый непосвященный взгляд, вроде бы ничем. Так как первоначально религия означала связь человека с Богом. Порой и сейчас несведущий в тонкостях ситуации человек, думает, что религия как раз и занимается связью человека с Богом. Однако тем, кто знает ситуацию, сложившуюся в религии изнутри, понимает, что это, мягко говоря, не так. Религия стала самодостаточной системой (административной, обрядовой, культовой, догматически и доктринально вооруженной, как говорится, «до зубов»), которая вполне может обходиться без Бога и успешно обходиться без Него. Поэтому недалеким от истины будет утверждение, что религии Бог не нужен, а значит, о связи с Ним она особенно не печется. Религия давно уже стала весьма выгодным бизнесом, представляющим на рынок специфический вид услуг. Суть этих услуг можно охарактеризовать, как обеспечение психологического спокойствия и уверенности населения в его связи с Богом и в оправдании перед Ним. Религия, как и в средние века, по-прежнему занимается продажей спасения от грехов, правда уже не столь грубо, как это было с печально известными индульгенциями, но с неменьшей для себя выгодой. Религия давно стала подобна красавице, украсившей себя лучшими украшениями с тем, чтобы дороже себя продать, то есть, блуднице. В лучшем случае, она вооружит человека теологическими знаниями, большим набором догм и доктрин, обрядов и традиций, которые прекрасно льстят человеческим амбициям, желающим выглядеть религиозно и благочестиво. Совсем иные задачи и вопросы ставит перед человеком духовный путь. Духовный путь – это своеобразное странствие человеческой души в поисках истины и совершенствования. Образно выражаясь, духовный путь – это пребывание души на гончарном круге мастера, который лепит из нее прекрасный сосуд. Или пребывание ее между молотом и наковальней в Божественной кузне, где из души выковывается необходимым Творцу сосуд. И если религия вполне может обходиться без связи с Богом, то духовный путь без нее немыслим, как немыслим диалог, если нет второго собеседника. Для каждого духовного странника духовный путь – особый и неповторимый. Он может начинаться или даже проходить в рамках какой-либо религии, например, христианства, но религия в данном случае будет лишь внешним его антуражем. Жизнь души в данном случае будет заключаться не в этом, а в личных отношениях со своим Творцом. Однако, духовный путь может выводить человека из лона любой религии, или же вообще протекать вне ее с самого начала. И если, религия требует от человека, чтобы он обязательно был ее приверженцем, то для духовного пути совсем не важны внешние обстоятельства человека. Человек на определенном этапе пути даже вообще может определять себя, как атеиста, но если внутри его совершается духовная работа, которую творит с ним Бог, то этот человек пребывает на духовном пути. Религиозному человеку желающему встать на духовный путь необходимо расчистить место для него (убрать с пути идолов - все лишнее), для того, чтобы душа могло вполне предаться только ему одному.