Нужна ли самостоятельность человеку? Вопрос, из-за своей очевидности излишен. Но если спросить, нужна ли самостоятельность верующему человеку, то многие задумаются - а нужна ли? Не должен ли верующий человек быть всегда в зависимости от Бога, то есть, несамостоятельным? Чтобы найти ответ обратимся к аналогии. Как вы учите ходить маленького ребенка?
Поначалу вы не выпускаете его из рук, не так ли? Потому что, если вы выпустите его из рук, он сразу упадет. Так обстоит дело и с новообращенным, недавно рожденным духовным младенцем, Божьим дитятей, которого Бог не выпускает из Своих рук.
Но если вы все время будете держать ребенка в руках, он никогда не научится ходить, не так ли?
И вот вы осторожно опускаете руки, в любой момент готовые подхватить падающего ребенка. Ребенок, почувствовав свободу, делает первый самостоятельный шаг. Затем падает, и вы его подхватываете, не дав ему больно удариться.
Так и Бог, разжимая Свои крепкие объятия и давая нам свободу, допускает наши падения, всегда готовый нас подхватить или поднять.(Праведник семь раз упадет и поднимется, говорит Писание.) Без этой свободы ребенок никогда бы не научился ходить самостоятельно, а духовный человек ничему бы не научился вообще.
Тут действует следующая закономерность. Чем старше и опытнее становится ребенок, тем больше дает ему отец свободы, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность.
Самостоятельность учит поступать правильно, то есть, учит ответственности.
Давайте подробнее рассмотрим как действует механизм свободы. Родитель отпускает свои руки - и у ребенка появлются две возможности (а пребывая в руках у родителя не было ни одной!). Первая возможность - упасть. Вторая - пойти самостоятельно.
Так и Бог, давая верующему свободу и допускает к нему сатану для искушений (пример искушений Христа в пустыне). Вот вам и две открывшиеся возможности - с одной стороны - Бог, а с другой - сатана. Человеку уже нужно достигать умения различать, что такое хорошо, а что - плохо.
И чем больше у человека свободы и ответственности, чем мудрее человек становится, тем тоньше и сложнее искушения сатаны.
Нагрузки на человека все увеличиваются, как и мера риска. И без этого увеличения нагрузок, без этого противостояния с дьяволом, нет и развития, совершенствования человека.
Наступает такой момент, высшая мера риска, когда на карту поставлено все. У Христа это была Голгофа.
Лишил ли Бог Христа защиты в тот момент, отпустил ли Свои руки? Да, лишил, да отпустил. Иначе бы дьявол не притронулся к нему, и Христос бы не умер на кресте. Но если бы Бог не лишил бы Христа защиты, Христос не принес такой жертвы. Тогда и не было бы такого большого плода. Лишает ли Бог нас своей защиты?
И тут мы опять возвращаемся к вопросу свободы. Если Бог держит над избранным Своим Свою защиту и не допускает к нему дьявола, то может ли такой избранный достичь жертвенности Христовой? Нет! Может ли верующий тогда совершенствоваться и делать свои шаги, если Бог его держит в Своих руках, как марионетку или постоянно указывает ему, как тот должен поступать? Нет!
Если у верующего всегда будет в кармане победа и не будет никакого риска, и даже если не будет самого сражения, то чего достигнет такой верующий? Сможнет ли он стать победителем и стать совершенным? И не игрушечной ли будет тогда его победа?
|