Поговорим немного об уровнях познания истины. Есть уровень закона (когда человек стремится исполнять закон, данный ему Богом, как это делают, к примеру, иудеи, стремящиеся исполнять 613 заповедей). Исполняющий закон, как сказано в Библии, будет жив законом.Закон - его ограда и щит. И если таковой нарушает закон, то совесть начинает его осуждать и дьявол через это имеет доступ к нему.
Еще есть уровень законничества - своеобразная пародия на исполнение закона, - когда человек любую букву Писания вводит в ранг Божьего закона (отсюда появляются многочисленные "законоучения", как то о вреде вина, или смотрения телевизора, или чтения книг восточных учений и т.д.
Как становятся такими законниками? Люди впадают в искушение достичь святости плотскими усилиями. Выхватывают, к примеру, какой-либо стих из Писания, например, говорящий о том, что некоторые первые христиане сжигали оккультные книги, - и стряпают новый закон - о вреде оккультных книг. Отныне, кто не сжег оккультную книгу, сам подвергается сожжению (физическому, как это было во времена католической инквизиции, или духовному - как это происходит ныне на некоторых форумах и в некоторых церквях).
Вообще законников характеризует то, что они редко когда применяют закон к самим себе, а все более - к другим. А если и применяют к себе, то делают это напоказ, перед другими, чтобы все видели, какие они благочестивые.
Поэтому важно увидеть в себе это внутреннее законничество, поскольку это совершенно безблагодатное состояние. Но увидеть это практически невозможно, по крайней мере, очень сложно. Человек превращается в судью для своего ближнего, но при этом перестает видеть и оценивать себя самого объективно. Он становится духовно слепым. Он уже обманут дьяволом и становится, фактически, его орудием. Среди христиан, к сожалению, нередко я встречал таких людей.
Затем есть уровень свободы, на который возводит человека Христос, освобождая его от проклятия закона. На этом уровне человеку, как пишет Павел, все можно, но не все полезно. Это уровень, когда человек соблюдает заповеди Божьи и ищет Божьего водительства по вере. На этом уровне над человеком уже не стоит духовный надсмоторщик и не бъет его по рукам за чтение оккультных книжек. Вернее, он может стоять и бить по рукам, но он уже такому человеку не указ.
И наконец, есть высший уровень - уровень мудрости или духовного совершенства. Это когда человеку все можно и все ему полезно. Ибо он из всего научился извлекать благо - "из ничтожного - драгоценное". И даже в мерзком он увидит смысл и значение. Это тот уровень, о котором писал Павел - "для чистого - все чисто". Такой человек всецело предался Богу. Он даже на Голгофе будет благословлять Своих врагов, ибо и в своей мученической смерти Он видит благо.