Поговорим об откровении. Вообще то, строго говоря, откровение бывает только всегда личным, а не коллективным, общественным. Откровение - это то, с чего начинается духовность. Я не говорю,- религиозная традиция, но именно духовность. К религиозной традиции можно принадлежать безо всякого личного откровения. Достаточно доверится откровению другого, или чужому мнению. Зачастую религозная традиция начиналась когда-то именно с личного откровения какого-то человека. Люди, которые затем пошли вслед этому чужому откровению и создали религиозную традицию.
Но сам человек приобщается к духовному миру через вспышку понимания, откровения, озарения. Приобщение к религиозной традиции еще не значит приобщение к духовному миру. Последнее без личного откровения невозможно. Собственно, окровение в Библейском смысле - приобщает человека к тому, как на ту или иную ситуацию смотрит Бог. В Библии сказано, что народ без откровений - необуздан. То есть, люди не понимают, куда идти и что делать. Ведь то, как видит и воспринимает ситуацию человек кардинально отличается от того, как видит ситуацию Бог. Причем любую ситуацию. Поэтому без откровения лучше не судить о том, о чем хочется судить.
Человек движется в вере, по духовному пути именно через цепь личных откровений. Сначала - одно, потом - второе, третье и т.д. В конечном итоге такой путь приводит к тому, что человек на все начинает смотреть с духовной точки зрения, глазами Бога. Он вырабатывает привычку смотреть не глазами своего ума, а искать того, как видит Бог. То, как оценивает Бог события, происходящие в мире, как уже было сказано, совершенно отличается от того, что думает по этому поводу человек. Потому верующему невозможно обойтись без личных откровений.
Приведу такой пример. Одному моему знакомому Бог однажды проговорил прямо на улице, сообщив, что тот поедет в другую страну. Мой знакомый попросил у Бога подтверждений, причем попросил дать ему подтверждений именно на той улице, где он и получил от Бога эту информацию. И что вы думаете? На маленькой украинской улочке мой знакомый увидел табличку с надписью на греческом языке (В эту страну он должен был ехать по слову Божьему). Наверное множество людей проходивших по этой улице не видели этой надписи на греческом языке. А мой знакомый увидел. Вот что такое откровение. Ты видишь то, что не видит никто из других людей. Потому что это - лично для тебя.
Однако отношение к личному откровению даже у верующих людей часто негативное, не говоря уже о неверующих. Во многих церквях к личным откровениям обычных прихожан относятся с большим подозрением, если вообще признают за ними такое право - иметь личные откровения.
Так я увидел в протестантских общинах отсутствие двух основных вещей, неимение которых весьма вредит человеку.
Прежде всего, это недоверие, или я бы даже сказал игнорирование личного откровения, а в результате и всего личного пути, опыта человека. Из за чего и происходит неуважение к отдельному "рядовому" человеку. Личность не ценится в церкви. Человеку просто отказывают в праве на личное мнение, в том числе и на личные ошибки, а также и на личную правоту, истину.
В основе этого недоверия лежит второе обстоятельство. А именно непонимание того, что фундаментом веры является вовсе не Слово Божье, как об этом учат в протестантизме, а также и не предание, повествующее об опыте предшественников, как, например, в православии, а личное откровение Слова Божьего. Слова, которое растворяется в личном отношении человека. Иными словами, в церквях игнорируется субъективный фактор. Потому у многих зрелигиозных людей такая болезненная реакция на иное, отличное от их, мнение. По их представлениям, истина - безлична, как учение, которое безразлично по отношению к конкретному человеку. Но это - заблуждение. Бог - есть личность и Он личным способом общается с личностью человека. Божье слово, воспринятое без откровения становится буквой, которая, как пишет Библия, убивает. Буква убивает живое личностное отношение. Буква противостоит духу, как плоть.
Поэтому люди - все разные. И путь у каждого - собственный, за исключением тех случаев, когда толпа доверяет какому-то лидеру и без личных откровений просто следует в его тени путем религиозных традиций.
Нормально, когда у каждого есть личное откровение, личное мнение и личный опыт, не похожий на иной опыт. Нормально, когда то, что полезно одному, может принести вред другому, и наоборот. Но это не означает,что люди не должны делиться своим личным опытом. Всякое откровение и мнение нужно испытывать, исследовать, изучать. Глупо и опасно верить всем откровениям, без рассуждений. Но еще более глупо не доверять откровениям вообще на том основании, что среди них могут быть и ложные.
Это все равно, что перестать пользоваться деньгами, потому что встречаются поддельные банкноты. Не нормально, когда иное личное мнение встречается с такой раздражительностью, я бы даже сказал, враждебностью, как это происходит у нас на форуме. Человек должен уметь различать, где правда, а где ложь. Автоматически такое умение не дается. Бог может подсказать вам, когда вы у Него спрашиваете, что - хорошо, а что - плохо, но достижение мудрости - это духовный плод постоянных усилий. Прежде всего человек должен понять самого себя. Что для него - плохо, а что - хорошо. Например, одному хорошо читать книги, потому что он набирается оттуда знаний и мудрости, а второму - плохо, потому что он слишком увлекается и становиться зависимым от них и они сбивают его с пути истины. Человек должен стать личностью, то есть выработать на основании истины собственные критерии, собственный характер, выстроить собственный дух, создать свое мировоззрение. Он должен найти точку опоры в себе самом. Точку истины, точку Бога. Когда истина принесет в нем свой плод, такого человека уже не собъешь с пути. А пока человек не научился предстоять перед Богом в различных ситуациях, и в радости и в горе, как Иов, ему невозможно выработать в себе дух, который будет утвержден в истине.
|