Для чего человеку нужно размышлять? Для чего вообще необходимо мыслить? Неужели человеку достаточно одной только веры для полного счастья? Думаю, что нет, не достаточно. Без размышления, человек обрекает себя на многие-многие проблемы.
К примеру, вы задумывались о том, почему соблазняются немощные в вере люди? Не потому ли, что они слепо доверяют, и вверяют себя тому, о чем потом и спотыкаются. Сначала очаровываются, а после разочаровываются. Чтобы этого не произошло, нужно избавляться от доверчивости (не путать ее с доверием и верой!) и учиться самому различать. То есть, размышлять.
Я вам расскажу, как я читаю Ошо и прочих нехристианских авторов. Если вам, конечно, интересно. Некоторые христиане меня упрекают за это, думая, что я увлекаюсь чуждыми учениями. Но "увлекающиеся" "- это говорят о тех, кто без особого разбора во все сует свой нос и всему доверяет. О любопытствующих. Но о тех, кто размышляет, думает, сопоставляет нужно говорить как об исследующих, ищущих, а не как об увлекающихся.
Итак, прежде всего, ни один источник, в том числе и христианский, в том числе и саму Библию (это касается и проповедей, и сообщений на форуме и т.д.) не стоит принимать бездумно, то есть глотать все подряд, не размышляя. Каждую мысль нужно обдумать, взвесить, рассудить. То есть, искать ее подтверждение или опровержение от истины, как она вам сейчас доступна и открыта. С мыслью, с идеей нужно работать так, как лаборант работает с подопытым кроликом. Как врач работает с больным. Мысль, как сказал один человек нужно думать. "Варить" в своем "котелке".
Нужно спрашивать у Бога, нужно "взвешивать" на весах разума, нужно исследовать и т.д. Нельзя отвергать с ходу все новое и необычное, потому что тогда не будет движения вперед и вы не сможете развиваться. Но равно и нельзя всему доверять, потому как вы можете быть жестоко разочарованы.
Конечно, это требует труда и усилий. Но оно того стоит. Ваше сердце способно реагировать на истину, но вам дан разум, чтобы контролировать и исследовать то, что вы собираетесь принимать в сердце.
Если вы сомневаетесь в какой либо мысли, вам следует ее отложить, а потом в свое время вернуться к ней, когда у вас уже будет больше опыта и понимания. И вы сможете разобраться с этим.
Я например, многие вещи держу в уме, просто к сведению. Например, теорию реинкарнации. Я не собираюсь в нее беззаговорочно верить, но и не собираюсь ее беззаговорочно откидывать. Я просто знаю, что мне эта тема еще не открыта Богом. Поэтому я ничего не утверждаю, я говорю об этом, как о возможном или вообще не говорю. Можно активизировать свои исследования в этом направлении, но если это "не горит", не актуально для меня, оно может и подождать до лучших времен.
Говорю же с уверенностью только о том, что мне открыто. В чем я разобрался. Но и на этом я еще не ставлю окончательную точку. Это тоже может быть пересмотрено при определенных обстоятельствах. Жизнь заставляет нас пересматривать свои позиции и уточнять их.
Из этого вытекает следующий принцип - вы никому себя не должны подчинять, чтобы не делаться зависимым ни от кого и ни от чего. Знание - это ни есть то, от чего вы должны полностью зависеть. Вера - это не есть слепое доверие. Где-то там, на самом верху, знание и вера соединяются в одно. Но пока они не соединились в вас, нужно дополнять одно другим. Доверять нужно тоже уметь. Глупо доверять без проверки и испытания. Вы же не станете доверять свои деньги первому встречному, который вам обещает их вернуть назавтра. Вы доверите их только испытанным людям, в которых вы не сомневаетесь, не так ли? И, наконец, вам не нужно принимать все и соглашаться со всеми предложеннными вам мыслями. Да это и невозможно. Нужно уметь сказать "нет" корректно, вежливо, но твердо. Вы и Библию не всю принимаете, потому что многого в ней не понимаете, и Христа всего не принимаете, по той же причине. Как, впрочем, и каждый человек. И любого другого человека мы не в состоянии понять до конца, а значит мы не можем его принять полностью. В чем-то мы с ним согласны, а в чем-то - нет. И это нормально. По другому просто не бывает.
И кто не учитывает этот принцип и что-то или кого-то принимает полностью, без основательного испытания, вверяет себя ему, того ждут неприятные сюрпризы. Так происходит у меня и с чтением Ошо. Я беру далеко не все, что у него есть. А то, что согласуется с истиной в моем понимании. Но это не значит, что все остальное у Ошо - неверно. Нет, просто другое мне еще не открыто.
Итак, никогда не следует подчинять себя знанию или информации. Нужно просто использовать ее для блага развития своего духа и души. Ваш дух должен оставаться свободным. У него есть свои запросы, которые необходимо удовлетворять.
Понимание каждого человека субъективно, то есть неполно, в чем-то односторонне. И это нормально. Это нужно просто учитывать. Не нормально как раз другое. Когда человек, обладающий неполным знанием и пониманием, начинает претендовать на то, что ему открыта вся истина, что он все знает. И такой начинает безаппеляционно судить всех остальных, с кем не согласен. Такой как раз и является невежественным человеком. Тем, кто отверг путь размышления. Размышление выводит человека из под власти стереотипа, то есть чужого мнения и делает его более личностным. Он становится более самим собой и тем самым приближается к Богу, живущему в нем и проявляющемся в человеке неповторимым личностным образом. Вы не можете жить духовной жизнью, если не станете субъективным, личностным. Каждый переживает духовные явления по-разному. Бог не повторяется.
Именно этим объясняется то, что люди по-разному реагировали на Христа. Одни - проклинали, другие - любили. И Сам Христос к каждому относился по особенному. Так Писание говорит, что у Него был любимый ученик. Но разве это значит, что Он не любил остальных? А посмотрите, к примеру, как Иисус творил - какие различные у Него чудеса. И здесь Он не повторялся. Даже исцеления Он производил каждый раз по новому - то Слово скажет, а то и глиной помажет. Духовный мир, как река, где все течет и изменяется. Пути плоти, напротив, иные. Здесь давление, насилие, усреднение, обезличивание... Все для всех одинаковое, как в армии.
Любое учение, будь-то учение Христа или армейский устав можно понимать по-разному. Через призму стереотипа или смотреть на него новым, свежим взглядом, воспринимать его через откровение.
К примеру, стереотипное восприятие говорит - Бог только такой, а не иной и поклонятся Ему нужно только таким образом, а не другим. Только в церкви, а не на улице. И только на коленях, а не стоя. Великое дело - канон! Он дает направление, но он же и служит ограничителем сознания.
Помню, как я, будучи новообращенным, до хрипоты спорил с одним более старшим верующим по поводу - может ли Бог исцелять нераскаянных людей? Старший брат по вере твердил, что - не может. Человек сначала должен покаяться. Говорил так, потому что основывался на определенной церковной доктрине, то есть, на стереотипе. А я же почему-то был уверен, что нельзя ограничивать Бога учениями и доктринами. Когда Он хочет, тогда и исцеляет. Через пару месяцев я получил подтверждение этой догадке.
Одна женщина свидетельствовала, как уверовала в Бога. Пришла в парк культуры, услышав по радио рекламу заезжего евангелиста, который обещал исцеление больных. Пришла, чтобы посмеяться над очередными байками глупых верующих. А Бог ее взял, да и исцелил в тот момент от болезни, которая мучала ее годами! После этого, она и уверовала. Вот так! Пути Господни воистину неисповедимы!
|