Есть такое понятие, как аргумент. Аргумент – это довод, который используется для доказательства мысли или позиции. Когда люди общаются цивилизовано, то они оценивают именно качество аргумента, а не вкусы или пристрастия собеседника.
Оценить качество аргументов - это фактически их исследовать и испытать на истинность, ну, примерно так, как испытывают пророчества.
Для испытания аргумента нужно иметь критерии, то есть определенные духовные инструменты, которыми вы проверяете аргумент на истинность.
Какие могут быть критерии при оценке аргументов? Их может быть много. Одним из основных критериев является здравый смысл. Также является критерием опыт человека. Багаж знаний, которым он обладает в данной теме. Общий культурный уровень человека, понимание контекста ситуации. Интуиция и духовные дары, такие как слово знания и слово мудрости также являются критериями. Есть и другие критерии, например авторитетность источника, предоставившего информацию.
Так вот, когда вы оцениваете аргументы по критериям, вы оцениваете его сознательно, а не эмоционально, и поэтому для вас не имеет или почти не имеет значения, сколько людей выступает за или против определенного мнения. Потому что оценка аргумента - это качественная характеристика, а не количественная. Ведь большинство во многих случаях бывает не право.
Но у некоторых верующих людей, с которыми мне приходилось общаться, - свои резоны и свои аргументы. Часто в качестве аргумента в такой среде используется библейская цитата или доктрина. Она часто служит неоспоримым доводом, аргументом, не подлежащим обсуждению и оспариванию. Но при этом отсутствует понимание того, что цитата и доктрина - это тоже всего лишь аргументы, которые нужно оценивать, а не принимать в качестве аксиомы. Ведь при цитировании мы фактически имеем дело не с тем, что написал автор Библии, а лишь со своим пониманием того, что он написал. Человек приводит цитату из Библии, которую он может истолковать со смыслом вплоть до противоположного.
Такие аргументы могут быть весьма слабыми, если цитаты понимаются неглубоко, поверхностно. Также есть множество церковных доктрин, которые устарели и недействительны (как, к примеру, ранее церковное представление о том, что земля является центром мироздания, и все звезды, включая солнце, вращаются вокруг земли).
Путь от церковной доктрины или библейской цитаты к качественному аргументу - очень неблизкий. Во-первых, доктрину или цитату нужно правильно понять, что весьма трудно сделать без откровения свыше или же без работы над ней, с привлечением различных толкований, исследование контекста и исторических условий ее написания и т.д.
Во-вторых, чтобы получить откровение, нужно освободиться от иллюзии того, что ты правильно понимаешь. Иными словами, осознать свою нужду в откровении, что происходит нечасто. А для этого порой нужно освободиться от давления извне на человека среды (церкви, религиозной общины), которая внушает человеку, как нужно думать, понимать и жить.
Далее еще не факт, что даже правильно понятая доктрина стала вашей собственной истиной, то есть духовным плодом. Так человек, может говорить массу правильных слов, а на деле оказаться пустословом, потому что все его слова не оплачены делами, то есть пусты.
Одним словом, чтобы иметь сильные аргументы нужно много потрудиться и принести зрелые плоды познания. И когда я, вижу, что мнение человека не подкреплено никакими аргументами, или, более того, человек просто выливает свои эмоции и чувства, то и стараюсь не реагировать на подобные выступления. Сколь многочисленными они бы ни были.
Когда вы начинаете серьезно работать с аргументами, то у вас появляется навык при определении качества высказывания. И вам не составляет труда увидеть, где присутствует глубокая мысль, серьезный аргумент, свежая оригинальная идея, а где расхожий стереотип, задетые амбиции или голая эмоциональность, выпускаемая по принципу пара.
Мечтал бы я о том, чтобы все мы научились общаться аргументировано, тогда пусто и суесловие, провокации, не имели бы под собой никакой благоприятной почвы.