Четверг, 2024-11-28, 0:14 AM

Творческий сайт "Внутри"

Начало Каталог статейРегистрацияВход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
конкурс сайтов
Категории каталога
Мои статьи [68]
Творчество моих друзей [9]
Публицистика [257]
Проза [27]
Поэзия [143]
Книги [17]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей
» Статьи » Публицистика

Чистота доктринальная и чистота духовная
Один человек спросил меня, для чего искать разные истины, если есть одна истина, которая явила себя миру? И я впомнил одну историю о том, как
к одному раввину подошел вор, воровской авторитет, и так свысока сказал тому – я дам тебе пятьдесят долларов, если ты скажешь мне, где находится Бог?

Раввин ответил ему – я дам тебе пять тысяч, если ты скажешь мне, где Бога нет?

Чтобы разобраться в этом явлении – почему для одних людей вообще нет Бога, другие видят Его только в каком-то определенном месте, к примеру, только в храме, а для третьих – Он – везде, нужно понять принцип духовной чистоты.

В Библии сказано – блажены чистые сердцем, ибо они Бога видят.

Где они Его видят? – можно спросить. Ответ – везде.
Но чтобы объяснить это, нужно разделить понятие чистоты духовной и чистоты доктринальной.

Есть чистота доктринальная. К примеру, существует доктрина о том, что весь мир лежит в грехе. И в соответствие с ней этот мир не может быть чистым. И блюдя чистоту доктринальную, вы никогда не сможете переступить эту доктрину и увидеть мир в чистоте.

Но помимо чистоты доктринальной, существует чистота духовная, которая имеет совсем другую природу, нежели первая. В Библии есть эпизод, прекрасно иллюстрирующий конфликт чистоты доктринальной и чистоты духовной.

«Петр около шестого часа взошел наверх дома помолиться.
И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление, и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо»/

(Деяния апостолов 10, 9-16).

Чтобы понять проблему Петра, нужно знать, что у еврейского народа сильны традиции соблюдения ритуальной чистоты. Ортодоксальный еврей никогда не будет кушать некашерную (то есть, ритуально нечистую) пищу. Ритуальная чистота – это фактически та же самая чистота доктринальная. То есть, чистота идущая от закона, от доктрины, от внешнего по отношению к человеку источника. И если закон или доктрина говорит – это нечисто, то человек и почитает сие нечистым. Петр был воспитан в таком понимании.

Духовная чистота, наоборот, проистекает из духа, изнутри человека. «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» - сказал Бог Петру. О чем это? О том, что Бог очищает сердце Петра и дает ему новое видение.

Каждый верующий человек почитает что-либо нечистым для себя. Для одного нечиста пища, для другого – какая та одежда, для третьего – определенная манера поведения и т.д.
Кто-то почитает нечистым смотреть телевизор, а кто-то пользоваться Интернетом, для одного нечистотой является ношение галстука, а для другого – короткая юбка. Однако все это, как правило, примеры чистоты доктринальной.

Чистота духовная заботится совсем о другом – о чистоте помыслов и благородстве чувств, о чистоте сердечной и высоте нравственной. Недаром в Библии есть такие слова, что для чистого – все чисто, нечисто лишь тому, кто почитает сие нечистым. Как понимать это?

В том и принципиальная разница между двумя этими видами чистоты, что доктринальная чистота жестко заданна и незыблема. Планка такой чистоты стоит на одном определенном месте. Некошерное мясо, к примеру, свинина, нечистое и точка. И оно не может быть чистым, то есть кошерным, по определению.

Духовная же чистота – понятие динамическое, оно меняется в зависимости от духовного очищения человека и возрастания его понимания. Вчера, к примеру, для него было нечистым деянием есть свинину, а сегодня он получил от Бога откровение не почитать нечистым то, что продается на торгу и что всякая пища очищается молитвой и благодарением. И кушает себе свинину с чистой совестью.

В ортодоксальных христианских кругах меня часто упрекают в «нечистых» деяниях, в чтении книг нехристианских религий, в еретических высказываниях, в несоответствии моего понимания христианским доктринам и т.д. И невдомек таким критикам, что вопрос духовной чистоты – это вопрос исключительно индивидуальный. У кого-то совесть немощна и читать определенные книги для него смерти подобно. Пусть и не читает.
Но только пусть не осуждает того, кто читает. А кто ест, пусть не осуждает того, кто не ест.

Потому что все-таки есть связь между чистотой ритуальной и чистотой духовной. Путь к совершенству состоит из различных этапов.
Есть, к примеру, этап закона. Многим людям нужен внешний закон с его силой принуждения извне. Это спасет таких людей от зла. Хочет человек, к примеру, прелюбодействовать, а закон запрещает. И сдерживает такого человека от зла, правда сдерживает несовершенным образом, через страх наказания, да и то не всегда.
Поэтому сказано в Библии, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, а исполнить.

Но когда человек приходит к пониманию того, что грех его разрушает, то ему уже не нужно внешней силы для того, чтобы предотвращать его от греха. Это этап сознания.

Сознание это есть этап обретения внутренней дисциплины. То есть этап свободного и добровольного подчинения всех своих желаний и мыслей приоритету духа, духовного развития. Но, накидывая узду для своих плотских желаний, человек открывает для себя духовный простор. "Тесны врата и узок путь ведущие в жизнь вечную. И многие поищут войти и не возмогут" - говорит Христос. Поэтому узкий путь и тесные врата важны не сами по себе, а лишь как средство обретения духовной свободы и вечной жизни. В Духе человек уже приобщен к вечной жизни и к Царству Божьему.

И вот эта жизнь духа, жизнь в Царстве отнюдь не узкие и тесные. Там - злачные и широкие пажити, там - изобилие духовных яств.

Когда человек выходит на духовный простор с чистым сердцем, то весь мир становится чистым, и он во всем начинает видеть проявления Бога.
К примеру, раньше он не любил людей, а теперь видит, насколько они прекрасны. Раньше он что-то считал глупостью, а теперь видит насколько это мудро устроено.

Чистый взгляд видит иначе, нежели нечистый.
Даже если на одну и ту же ситуацию посмотрит человек с чистым сердцем и посмотрит человек с нечистыми мыслями, то они увидят различную картину и выводы сделают разные.

Если человек тянется к злу, то он просто еще не очистил свое сердце и не навел порядок внутри себя. Если он тянется к добру и красоте, к гармонии и совершенству, значит он на правильном пути.


Категория: Публицистика | Добавил: cetroi (2008-01-22) | Автор: Александр Яковлевич Грайцер
Просмотров: 2818 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.7 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]