Мы начинали нашу общину в одном учреждении, из которого были потом изгнаны, когда община стала многочисленной и не захотела выполнять кабальные условия руководства учреждения.
Скитались по квартирам. Господь вел нас и помогал - одно время даже собирались в зале ресторана совершенно бесплатно, администрация ресторана даже давала нам посуду и горячую воду для чая. Потом, когда в ресторане из-за ремонта не смогли нас принимать, мы собирались по квартирам, летом - на природе, на озере, еще - за столика в кафе и т.д.
Это было лучшее время для общины - не было формализма, зарегламентированности, общались все за большим круглым столом, как равные. Ведущего общение избирали каждый раз нового.
Затем к нам зачастил лидер одной из церквей (его пригласил кто-то из участников общения). Пользуясь свободой общения, он начал проповедовать доктрины своей церкви, которые показались весьма привлекательными почти всем. А потом он предложил нам снять и оплачивать помещение для общины в центре города. И мы согласились, не подозревая, что подписываем себе смертный приговор. Но практически все высказались за это решение. Да и честно говоря устали мы уже скитаться безо всякой определенности. Захотелось своего надежного угла.
Но сняв нам помещение, пастор церкви поставил своих служителей, которые стали проводить общение так, как хотели они и в чисто "церковном ключе". Свобода общения и вся непринужденная атмосфера ушли, и появились лекции и проповеди с трибуны. Подтвердилась древняя, как мир, истина - кто платит, тот и заказывает музыку. Власть от самой общины, которая была фактически семьей и кругом друзей, и где все решалось совместно, перешла к ставленникам пастора.
Я был свидетелем, как в дружной ранее общине буквально на глазах начали портиться взаимоотношения между людьми. Начали ругаться из-за гуманитарной помощи, которую выделял пастор, из-за дьяконских постов, на которых новые лидеры хотели призвать кое-кого из прежнего состава.
Мое сердце буквально разрывалось от вида всего этого. Но в то время сделать я уже ничего не мог (как организатора прежней общины, меня новое руководство особенно старалось не допускать к решениям). Затем общину начали покидать люди. И сейчас, насколько мне известно (я сам давно оставил это общение) она еле существует в виде слабенькой маленькой общинки, да и то ее спонсорами решается вопрос о ее закрытии.
Вот такая история. Выводы, которые я сделал для себя из нее, следующие.
1. Люди сами принимают решение о своем пути. И те, кто принимает решение, несут за него полную ответственность, то есть пожинают результаты своего выбора. 2. Для живого общения вовсе не обязательна иерархическая структура. Более того, иерархическая структура - где есть руководители и подчиненные убивает в конечном итоге живое свободное общение и вырождается в диктат и насилие. (При этом я не отрицаю, что есть обстоятельства, при которых такая структура может быть необходимой, например, руководство Моисея в древнем израильском обществе или любые ситуации, которые требуют наличия сильного лидера). 3. Естественной целью и завершением иерархического служения должны быть именно свободные отношения между людьми, когда они сами в совете решают вопросы своего существования. Имено такова Библейская динамика и направление развития - от жесткой иерархической структуры народа нуждающегося в сильном лидере, - к свободному сообществу людей, где каждый человек живет по своей совести и в личном Боговедении.
Мне кажется, что у многих верующих сильны представления о необходимости церковной структуры. Они как бы находятся во власти церковных стереотипов (что и нужен пастор, привычные религиозные формы служения и т.д.) Тогда как живые отношения между людьми - дружба, любовь, взаимопомощь, общение, как правило, вовсе не нуждаются ни в какой церковной организации и структуре.
Таким образом, не нужно сосредотачивать свои усилия на построении церкви, как организации, но нужно просто налаживать отношения с людьми.
Мне понравилось высказывание одного человека (к сожалению, не помню его имени) - "всякая церковь становится служительницей дьявола, когда пытается утвердить на земле свое место под солнцем". И это верно, потому что тогда на место живых отношений между людьми приходят совсем иные отношения корысти.