Как вы относитесь к тому, когда из рук вон плохо выполняется какое-либо дело?
Ну, к примеру, вас плохо подстригли в парикмахерской. Или в кафе
вам подали несвежее блюдо. Или, водитель автобуса, в котором вы ехали, заснул за рулем и т.д. Не думаю, чтобы вы были в восторге от всего этого, даже если вы – человек, весьма терпеливый и снисходительный к недостаткам других.
С этой точки зрения можно также посмотреть на межчеловеческое общение, в частности на общение на данном форуме. Ведь и здесь нередко бывает, что какой-нибудь самоучка «парикмахер» так вас «отбреет» по неосторожности или неопытности, что вы и дорогу в эту «парикмахерскую» постараетесь забыть как можно быстрее. Или местный «повар» накормит вас таким блюдом, что вы получите несварение желудка. Или «водитель» «завезет» вас в какой-либо тупик.
Последние два года я активно «тусуюсь» на некоторых христианских форумах.
И то качество общения, которое они предлагают своим посетителям и гостям, весьма напоминает мне и недоучку-парихмахера, и нерадивого повара, и полусонного водителя вместе взятых.
Однако, никакая критика ни форумского начальства, ни самой манеры общения на таких форумах, не проходят. Себе дороже! При любой попытке указать на чьи-то недостатки, вас тут же сделают виноватым по принципу – «что ты видишь соринку в нашем глазу, а бревна в своем глазу не замечаешь». И обвинят вас в таких вещах, о которых вы сами даже и не подозревали. А затем, «съедят вас с потрохами».
Даже больше, если вы никого не будете критиковать, а будете просто лишь делится своим пониманием истины, вас неизбежно ожидает общественная обструкция, если, конечно, ваша точка зрения отличается от единственно «правильной».
Так на одном из форумов, где я участвовал довольно продолжительное время, я узнал о себе страшные вещи. Оказывается, я одновременно и еретик, и нехристь, и оккультист, проповедник нью-эйндж, и синкретист, и еще всяческий другой «ист». Хотя, надо сказать, что никогда не читал книг по нью-эйнджу, даже толком не знаю, что это такое. Не влезал в оккультизм, и сколько себя помню в своем состоянии верующего человека, никогда не выступал ни против Бога, ни против Христа. (Я уже не говорю о многочисленных оскорблениях, типа – больной, невменяемый, лукавый, лжец и т.д., которых я был тожественно удостоен под всеобщее улюлюканье и аплодисменты.)
Стоит начать критиковать чей-нибудь «монастырь», или просто высказывать в нем свою точку зрения, как тут же получишь по шапке. И так получишь, что мало не покажется. Став немного мудрее в результате таких «общественных порок», я уже не суюсь с критикой, а лишь наблюдаю, как достается на «христианской кухне» очередному несведущему.
Ситуация там такова, что либо вы принимаете все, что творится на такой «кухне» без возражений, и сами в результате становитесь таким же «кухарем», готовым ополчится на очередного возмутителя сложившегося спокойствия (то есть, монастырь успешно «обтесывает» вас по своему образу и подобию). Либо вынуждены бесславно покинуть ристалище, так и не отмыв свое имя от налипшей на него интернет-форумской грязи.
Впрочем, подобная ситуация, является точной копией того, что происходит во многих церквях, с которыми я знаком не понаслышке. Иная точка зрения просто не уживается в среде, в которой гегемонствует единое «правильное» мнение. Оно и понятно, сбиваться в стаи намного проще, нежели культивировать в себе любовь и уважение к другому человеку. Ведь куда легче и приятнее под предлогом защиты святого учения и истины смешать человека с г., нежели научиться проявлять понимание и толерантность.
На одном из форумов, правда, организаторы додумались до того, чтобы держать при себе, в качестве свадебных генералов, нескольких инакомыслящих. Для того, чтобы снять с себя всякие подозрения в отсутствии свободолюбия. Инакомыслие этих немногих разрешенных инакомыслящих настолько инаково, что никого не способно ввести в заблуждение по поводу своей инаковости. Поэтому они совсем не представляют опасности для правильного большинства. Но функцию свою на форуме выполняют исправно.
Впрочем, пишу я все это вовсе не с целью покритиковать какой-либо христианский форум или даже их всех вместе взятых. Как я говорил выше, я уже немножечко стал умнее, и понимаю всю бесполезность этой затеи.
Я все еще питаю некоторые иллюзии о том, что кто-то (кончено, не все, а только лишь единицы, так сказать, святой остаток) поймет, что такое настоящее общение. В чем его цели и задачи.
А нужно оно вовсе не для того, чтобы сделать другого, таким же, как ты. Не для того, чтобы вложить свои мысли в его голову. А для того, чтобы расширить свои собственные представления о мире, о людях, об истине, наконец.
По большому счету, общение – это передача любви. В этом его суть. Общение – это трапеза любви. Если хотите, это - Божественная евхаристия. По тому узнают, что вы Мои ученики, - говорит Христос, - если будет любовь между вами.
Из этой главной цели общения, вытекают и его способы. Если люди все разные (за исключением тех, кто уже унифицирован, то есть, кто уже не имеет своей точки зрения, а мыслит так, как окружающее его большинство – стереотипами), то различие в точках зрения со своим оппонентом – это нормальная ситуация. Зачем вам другой, если он думает точно так же как и вы сами ?
Вам нет нужды заставлять другого думать, так же как и вы, чтобы любить его. Вам просто нужно оценить его своеобразие. Но вы сможете сделать это лишь тогда, когда признаете право другого быть иным, нежели вы, непохожим на вас, имеющим отличную от вас точку зрения. И при этом, признаете его право быть не менее истинным, чем вы сами.
Если вы любите своего оппонента, своего ближнего, то наличие у вас различных точек зрения на те или иные вещи, вовсе не является причиной для вашего несогласия с ним.
Когда же вы не любите его, то все в нем, будет вызывать ваше несогласие с ним.
Давайте рассмотрим сам механизм общения. Один человек предлагает свою точку зрения.
Другой видит, что его точка зрения отличается от точки зрения первого, выражает свое несогласие с ним, и высказывает свою точку зрения, отличную от первой. Вот они высказались. Что далее?
А далее, как правило, возникают споры в попытках переубедить друг друга. Что практически никогда не удается, зато общение превращается в склоки, с взаимными обвинениями и оскорблениями. Редко, когда у участников хватает благоразумия, отойти от спора. Если же большинство нападает на одного, то одиночка может и "сломаться", поддавшись массированному напору. И начнет "петь с чужого голоса".
Такова схема общения на большинстве христианских форумах, где я был.
Иными словами, различие в точках зрения оппонентов, служило поводом для несогласия и далее для взаимного отторжения.
А как должно было быть по истине? По истине, люди не должны закрываться друг от друга и навязывать своему оппоненту свою точку зрения. При наличии взаимоуважения, вы оба можете быть благословением друг для друга. И для этого вам вовсе не обязательно думать точно так же, как и ваш собеседник. Когда человек освобождается от ложного образа истины в своей голове (от доктринальной истины, говорящей о том, что только она – правильная), он начинает чувствовать вкус инаковости, ценить ее. Он начинает понимать, что любая инаковость лишь обогащает его, а вовсе не сбивает его с пути истины, как думал он, держась за свою доктрину. Правда, для этого человек должен научиться быть самостоятельным в суждениях и не терять своего собственного лица.
Вот в чем, оказывается, основная проблема доктринальной религиозности - у людей отсутствует свой собственный внутренний стержень, своя личная позиция, свои духовные плоды. Поэтому они так бояться отойти от генеральной линии доктрины и просто услышать иное мнение. Не говоря уже о том, чтобы что-то взять из него для себя полезного.
Истина – не догма, не доктрина. Истина – это любовь, ведущая человека к совершенству, к духовному обогащению и полноте жизни. Истина неизбежно проявляется в общении людей, если это общение протекает в любви и взаимоуважении. Тогда Сам Бог присутствует среди людей. И тогда, парикмахер подстрижет вас хорошо и безболезненно.
Повар накормит вкусной и калорийной пищей. А водитель успешно доставит вас по месту назначения.
|