Общеизвестно, что терпение в христианстве считается добродетелью. Еще большей добродетелью считается долготерпение.
Библейский апостол Иаков пишет -
" С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. "
Из этих слов можно заключить, что Иаков вовсе не рассматривал терпение, как самодостаточное качество человека. А лишь как средство для достижения чего-то более высокого. - "Терпение же должно иметь совершенное действие".
Какое действие? - возникает закономерный вопрос. Последний стих из приведенного мною библейского отрывка дает ответ на этот вопрос. Терпение должно привести человека к мудрости, которую он должен просить у Бога.
Мудрость же, как известно, связана с познанием. И далее Иаков пишет удивительную вещь - "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии."
Что же это за совершенный закон свободы, понимание которого делает человека блаженным, то есть, счастливым в своем действии?
У меня на работе есть один мой коллега, бывший боксер. Приятный, веселый человек, доброго нрава. Но периодически он срывается, заводится и начинает психовать. И тогда он ходит по отделению, не находя себе места, материться и бурчит. Он теряет мир в душе и выходит из себя.
Вот и вчера он "завелся".
-"Что случилось?" - спросил я у него. - "Не сделала свою работу медсестра из ночной смены, поэтому мне приходится делать." - в сердцах отвечает он, кипятясь.
- Ну и чего ты добъешься, если будешь нервничать и психовать? Лучше успокойся, а в следующий раз сделаешь замечание этой медсестре, когда ее увидишь." - говорю я.
Он вроде успокоился. Через пару минут, вижу, опять "завелся".
-"Что произошло на этот раз?" - вновь спрашиваю я. -"Да, больные "достали". Каждую минуту вызывают, все что-то требуют. Ей -Богу, у меня уже терпения недостает!"
А я вдруг представляю этого моего коллегу, боксирующим на ринге. Бъющим своего противника, и в ответ пропускающем болезненные удары. "Да ведь он до сих пор живет, как-будто на ринге боксирует!" - осеняет меня понимание.
Жизнь для него - борьба. И он многое пытается в ней изменить, не понимая того, что ему нужно менять не жизнь, а самого себя.
-"Э, да ты, бунтарь," -говорю я ему. - "Не понял?" -" Ну, все люди делятся на две категории. На тех, кто плывет по течению, и тех, кто плывет против течения реки жизни. То есть, тех, кто принимает условия жизни, такими, какие они есть, и тех, кто пытается их изменить. - объясняю, - Я вот, например, большую часть жизни был именно бунтарем, пытающимся ее изменить".
- "А сейчас? - спрашивает он, - ты что перестал бороться?" - "Перестал, - отечаю я, - и чувствую себя намного лучше при этом. Вот ты посмотри на то, что тебя раздражает, немного под другим углом зрения.
Не сделала медсестра свою работу, перевалив ее на тебя. Именно это и должно было произойти сегодня по Божьему промыслу. Ну, как дождь или снегопад.
А ты пытаешься изменить эту ситуацию и нервничаешь, потому что тебе это не удается. Неужели ты будешь раздражаться из-за дождя? А может, этот случай тебе был дан для того, чтобы ты что-то понял в своей жизни?"
Позже, по дороге домой, я все размышлял над этим совершенным законом свободы.
Позволить случится каждой вещи, каждому событию в жизни, которое случается. Принять их, как благо, как неизбежность. Смириться перед великим промыслом жизни и полюбить его. И почувствовать себя легко и свободно.
Легко бремя и сладко иго Царства Небесного... |