Я хочу задать вопрос - нужно ли человеку посещать церковь? И если он ее поcещает, то для чего?
Вы знаете, что благая весть состоит в том, что к человеку приблизилось Царство Божье. Чтобы человек искал его и входил в него, утверждался в нем.
Но благая весть, насколько мне известно, вовсе не состоит в том, чтобы человек искал церковь или строил церковь. И Благая весть неизбежно искажается, если считать, что спасение человек достигает только через посредничество церкви. Вы так не думаете?
Я утверждал и утверждаю именно приоритет духовности над всякими организационными мерами. Только через внутреннее преобразование человек может достичь Божьего Царства. И только через свое внутреннее преобразование человек может изменить мир. Именно к этому и призвана церковь - помочь человеку внутренне преобразоваться.
Многие современные христиане, на мой взгляд, во многом отошли от такого понимания. Церковь для них стала самодостаточной и самодовлеющей величиной. Стало считаться, что мир гибнет во грехах, а спасение можно достичь только в церкви. Для этого достаточно лишь стать ее членом, то есть, войти в нее.
Поэтому многие христиане пытаются затащить мир в церковь. И накормить его своими доктринами. Но такие попытки заранее обречены на неудачу. Получается то, о чем и написано в Библии - такие верующие обходят земли в надежде приобрести некоторых, которых потом делают еще хуже, чем они были до этого (примерная цитата).
Потому что менять нужно не мир, а самих себя. И с любовью идти в мир, открываться миру. Духовный путь - это есть ничто иное, как путь внутреннего изменения человека, так называемые узкие врата, через которые должен входить человек в Царство Божье. Тогда как внешний путь - это попытка изменить других людей или обстоятельства или любую внешнюю систему, не меняя при этом себя самого.
Мне очевидно из Писаний, что церковь - не есть установление вечное. Она лишь промежуточный этап для утверждения Царства Божьего. Библия говорит о том, что верующие должны быть восхищены в Царство Божье, иными словами, они должны стяжать это Царство своими усилиями. Апостол Иоанн в своем пророческом Откровении видел Небесный Иерусалим, сошедший на землю, в котором он не видел никакого храма.
Очевидно, что в Царстве Божьем нет церкви. Она поглощена Царством, как менее совершенное - более совершенным. Потому как Царство Божье - это целостное явление, а церковь подразумевает разделенность мира на святое и грешное, на мирское и церковное, на верующих и неверующих и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о первой церкви или о церкви средних веков или о церкви последних времен, то есть, о современной нам церкви, стоящей в предверии Царства.
Однако все эти времена и сроки довольно условны, потому что вечность пребывает рядом с нами, среди нас. Как и Царство Божье пребывает среди нас. Вопрос лишь в том, где пребывает каждый конкретный человек - в мире, в церкви или в Царстве Божьем? Живет ли он во времени или в вечности?Различает ли он дни или не различает? В Боге ли он, или вне Его. А если в Боге, то насколько полно и целостно?
Поэтому я рассматриваю церковь лишь как средство для достижения Царство Божьего. Тогда, как многие, видимо, рассматривают ее в качестве цели.
Поэтому сейчас, на мой взгляд, воцерковленным людям необходимо заново поставить и решить вопрос о месте и значении церкви в Божьем промысле. Посмотреть на церковь как средство достижения духовности, а не как на ковчег, в котором можно спрятаться от мира, в иллюзии своего спасения на фоне гибнущего мира.
Необходимо признать, что гибнет как раз не мир, а институт церкви. Что в мире порой гораздо больше и любви и взаимопонимания, и веры, и добрых дел, нежели в церкви. Мир развивается, что далеко не всегда можно сказать о церкви.
Трагедия церкви в том, что она нуждается во спасении сейчас куда больше, чем мир. Но еще большая трагедия в том, что церковь, по моему, не осознает этого.
А вобще, это проблема не только церкви, но и любой организованной религиозности.
...Я думаю, что всякая организованная религиозность неизбежно будет отмирать, как анахронизм и пережиток, а на ее месте будет утверждаться личное Богопознание. Вектор исторического развития таков, что посредничество в духовных вопросах будет неизбежно упраздняться. И исполнится древнее Библейское пророчество о том, что люди не будут учить друг друга и говорить друг другу - познай Бога, но все сами будут научены Господом. |