Недавно у себя на работе я увидел человека с татуировкой на плече - "Познай самого себя!" В глазах этого человека была мысль.
А что вы сами думаете о самопознании? Нужно ли человеку вообще заниматься самопознанием?
Ответ на этот вопрос мне всегда представлялся очевидным, и поэтому откровением для меня стало то, что существуют люди, и не где-нибудь, а в среде верующих, то есть, познающих истину, которые считают познание себя делом глупым и не нужным. Они просто не понимают, для чего это нужно делать?
Более того, они думают, что раз о познании себя ничего не сказано в Библии, раз не существует такой заповеди, то, следовательно, познание себя - это ненужное и даже вредное дело. "Самокопание ни к чему хорошему не приводит", - сказал мне один человек.
Однако, это не так. Библия много говорит о необходимости самопознания. Вот, например, в этом отрывке -
"Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. " (Послание Иакова).
Таким образом, познание себя необходимо для того, чтобы понимать себя. Свет учения освещает нам нас самих и помогает верно соотносить себя самого с Божьими требованиями. Ибо тот, кто слушает учение, но не понимает, не видит при этом самого себя, подобен забывчивому слушателю или человеку, который посмотрел на себя в зеркало, отошел и забыл, каков он сам.
Можно слушать или читать множество красивых и правильных слов, но они окажутся бесполезными, если вы не примените эти слова в жизни. Это все равно, что вы услышали рецепт приготовления вкусной пищи, но не приготовили по нему блюда. Будет ли вам польза от такого рецепта?
Однако в жизни отказ от самопознания приводит к куда более страшным последствиям, чем многие из нас могут себе даже представить. Это случаи пребывания человека в так называемом обольщении, то есть, в стойком заблуждении относительно себя самого. Такое обольщение может быть различной степени тяжести.
К примеру, мы иногда замечаем, что люди, называющие себя христианами, являют пример совсем не христианского отношения к своим ближним. И при этом они думают, что с ними самими - все обстоит в полном порядке.
Бывает, человек судит ближнего своего, и при этом не видит того, как он сам поступает по отношению к нему, выискивает в глазу другого щепку, а бревна в своем глазу не видит. Это как раз является симптомом того, что человек не видит себя со стороны, то есть, не знает себя, не познал себя.
Если человек не соотносит познание истины (Бога) с самим собой, то он неизбежно пребывает в заблуждениях. Могут быть тяжелые случаи зомбирования, как это происходило, к примеру, в секте Белого братства. Человек становится полностью неадекватным. Практически, он перестает думать самостоятельно, а пребывает во внушении у своих лидеров. Он становится орудием для легкой манипуляции им.
Многие верующие подвержены религиозной манипуляции. Когда человек пребывает во внушении, что, к примеру, истина есть только в его церкви, или что он сам - спасенный, праведный, а все остальные - гибнут в грехах, заблуждаются и т.д., то это также есть пример подобной манипуляции, быть может, не столь тяжелой, но манипуляции. Отсюда происходят религиозные войны между представителями различных религий и конфессий.
Единственное спасение от подобных состояний - это здравомыслие, трезвомыслие, бодрствование над своим состоянием, как об этом пишет Библия. Необходимость познания самого себя.
Как же человеку познать самого себя?
Вот что пишет апостол Иаков - "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью".
Таким образом, становится понятно, что мы познаем себя через преодоление искушений. Можно даже сказать, что через соприкосновение с окружающей жизнью - с обстоятельствами, ситуациями. А именно через исследование наших реакций на них.
Такое познание было бы невозможным, если бы не одно обстоятельство. Критерий истины находится внутри каждого человека в виде совести или голоса Божьего или способности разума соотносить внешние явления с вашей внутренней сутью. Истина открывается человеку в его непосредственном переживании.
Более того, в основе самого человеческого познания заложен так называемый принцип соотнесенности или соответствия. Все что касается человека в жизни, человек неизбежно соотносит с самим собой. И это не случайно. Так создал человека Творец, по Своему образу и подобию, вдохнув в человека душу живую. Вложив в него Свой Дух. И создав этот мир для человеческого обитания.
Некоторые верующие, правда, думают, что Дух Божий живет исключительно в людях верующих, да и то не во всех, а только в рожденных свыше. Но это не так. Апостол Павел недвусмысленно говорит нам, что Им (Богом) все люди живут, двигаются и существуют. Просто не все люди об этом знают. Знают как раз рожденные свыше.
Принцип соотнесенности себя с истиной лежит в основе всех религий и всей жизни вообще. Бог относится к людям, как к мыслящим существам, способным к познанию и Бога и себя самих. Способных к трезвой оценке самих себя. Способных к изменениям, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Более того, сама Библия дана человеку как инструмент познания себя самого. Истины в себе. Ведь Библию, при наличии соответствующего понимания, можно рассматривать как путеводитель по душе человека. Ибо все, что происходит с человеком описано в ней. Библия - прекрасный инструмент самопознания.
Ты смотришь в Книгу и видишь себя (если конечно, ты правильно смотришь, соотнося написанное с самим собой). Библия открывает тебе себя самого. Но только при условии веры. Вера действует по принципу соотнесенности себя самого с объектом твоей веры. Если, конечно, под верой не понимать слепую доверчивость.
Бог именно по этой причине стал человеком, чтобы человек смог понять Бога, увидеть себя по отношению к Богу. Соотнести себя с Богом и открыть Бога в себе. А себя самого увидеть в Боге. Иными словами, получить модель взаимоотношений с Богом. Иисус учит человека о близости того к Богу. Об отцовско-сынових взаимоотношениях между человеком и Богом. Не зная о которых, человек уходит от Бога, от истины, заложенной в него самого, и поэтому начинает поклоняться творению вместо Творца.
Итак, критерий истины заложен в самом человеке в виде способности человека соотносить себя самого с Волей Божьей. Как же работает этот критерий?
Любое событие, происходящее с нами, более того, любое искушение, возникающее на нашем пути, говорит нам о нашем собственном состоянии. Рассказывает нам правду о себе, любимом.
К примеру, вам неожиданно "привалила" большая сумма денег. Что вы сделаете с нею? По тому, как вы распорядитесь деньгами - разумно или нет - можно сделать вывод о ваших определенных качествах, о вас самих. И если вы, благодаря этому искушению, узнаете о себе, что, допустим, не способны устоять против легких денег, что большие деньги кружат вам голову, то это весьма поможет вам в выработке правильной линии поведения. Поможет хранить себя в вере и благочестии. Или поможет в работе над собой, в выработке в себе таких качеств, как расчетливость, выдержка, нестяжательность. Если, конечно, вы ищите истину, а не стремитесь к обогащению.
Или, если вы узнаете о себе по ряду факторов, что вы - амбициозный человек, стремящийся к превосходству над другими, то вы, желая угодить Богу, будете стремиться к смирению. Или, наоборот, если вы знаете, что вы - слишком робкий и безиннициативный, то вы будете стремиться развить в себе смелость и инициативность. И так далее.
Сам процесс совершенствования или изменения себя заключается в том, что вы познаете себя и отказываетесь от того, что вы считаете не нужным, лишним в себе самом, мешающим достижению некоего идеала или нормы. То есть, вы начинаете работать над собой и контролировать себя. Контролировать свою раздражительность, свой гнев, свои амбиции, свои дурные наклонности. Увидев их в себе, вы получаете возможность преодолеть их. Бороться против них.
Таким образом, по мере познания и понимания себя вы обретаете возможность контроля над самим собой, то есть, возможность владения собой. Поэтому познать себя - это все равно, что победить себя, то есть, отвергнутся себя, как сказал Иисус. Вы знаете нрав дикой лошади, и знаете, как держать ее в узде. Божий закон помог вам увидеть в себе греховные несоответствия. Но вы не можете контролировать того, чего вы не знаете. Вы не можете победить то, чего вы не понимаете. Вы не можете отсекать в себе все лишнее, если вы не увидели истину и себя самого в ее свете.
По мере познания себя, вы все глубже и тоньше начинаете понимать себя, лучше знать себя. Вы начинаете осознавать свои потребности и желания, свои стремления. На каком то этапе вы начинаете понимать даже мотивы своих поступков. Вы понимаете себя и одновременно с процессом познания себя, вы все более и более начинаете владеть собой.
Вы начинаете видеть себя как бы со стороны, становитесь способными абстрагироваться от самого себя и верно оценить себя самого и свои действия. Перед вами открывается Путь.
Также познавать себя означает познавать в себе не только негативные качества, но и позитивные. Ваши таланты и способности, дары, которые вложил в вас Бог. Ваше предназначение и миссию. В какой-то момент такого познания вы придете к пониманию того, когда через вас действует Бог. И как Он действует через вас. И что Он хочет именно от вас.
Вы приходите к пониманию, что сама ваша душа - это виноградник Божий. И вы совместно с Богом, работаете над нею, чтобы принести хороший плод. Вы должны видеть какое растение, в чем нуждается, чему уделить первостепенное внимание, а что можно оставить на потом. Какое ваше качество нуждается в поддержке и культивировании, а какое, наоборот, в преобразовании или отсечении.
Конечно, основной садовник - Бог. Но по мере вашего взросления, Он делится с вами секретами своего искусства, как отец делится с сыном, передавая ему свои знания и мастерство.
Вообще, если углубляться в саму суть процесса познания, можно обнаружить много интересного. В частности, библейское употребление слова "познание" означает не только лишь приобретение знаний о чем либо, но и творение нового, то есть, преобразование.
Сказано в Библии - "И познал Адам Еву, и она зачала"
Познание - это принятие света истины, преобразовывающего человека. Делающего тайное явным. Благодаря чему, отпадают всякие заблуждения и иллюзии. Иными словами, при встрече человека с истиной, человек не может остаться прежним. Он неизбежно изменяется по образу и подобию истины.
Так становится понятной необходимость самопознания. Без этой оценки самого себя в свете истины, вы не знаете себя. Поэтому познавать себя, или как еще можно сказать, смотреть на себя в свете истины, на самом деле необходимо человеку, чтобы духовно расти.
Подытоживая сказанное, если вы встали на путь духовного совершенствования, то познание себя становится для вас естественным продолжением познания Бога. В Библии сказано, что всякое дерево познается по плоду. Вы и есть тот самый плод. Попробуйте разобраться в том, каков он на сегодняшний день?
|