Часто возникают ситуации, когда вы, занимаясь каким-либо делом, наталкиваетесь на препятствие. Пишите ли вы статью, сталкиваетесь ли с трудной ситуацией на работе или возникает непонимание во взаимоотношениях с ближними. Вы не видите выхода. Ваш ум уткнулся в тупик. Для того, чтобы увидеть выход, вам необходима иная точка зрения. Можно сказать и так - вам нужно выйти за границы себя самого. Выход из себя позволяет увидеть ситуацию под другим углом зрения и найти выход. * * * Однажды Христос сказал - "Я -дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет." (От Иоанна 10, 9). Что означает - войдет и выйдет? Куда войдет и откуда выйдет? Предлагаю подумать над этими словами в том смысле, что человек подобен некому дому, из которого он может выйти, и в который может соответственно войти. Что означает войти в себя или выйти из себя? К примеру, вам известно, что душа спящего человека выходит из него и совершает полеты? Вы сами неоднократно совершали подобные выходы даже и в бодрственном состоянии, только не придавали этому значения. Например, когда вы очень внимательно слушаете собеседника, возникает способность перениматься его чувствами, мыслями или желаниями. Вы выходите к нему из себя и активно сопереживаете ему. Или когда вы смотрите фильм или спектакль, или, наблюдая какое либо событие в жизни, вы способны настолько «переняться» им, что забудете о себе. Иными словами, выход человека из себя – достаточно естественный процесс, я бы даже сказал, необходимый для нормальной жизнедеятельности, как процесс, обогащающий человека, дающий ему новые силы и впечатления, одним словом, обновление. Хорошая молитва – это то же выход человека из себя к Богу. Если вы обратили внимание, то вы входите в молитву в одном состоянии, а выходите из нее уже в другом. Если, конечно, молитва не была для вас формальностью и обрядом. Это объясняется тем, что во время молитвы у вас произошла Встреча. И эта встреча изменила вас. Так Христос молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. Чем можно объяснить этот кровавый пот в ситуации внешнего спокойствия? Конечно же только тем, что Христос вышел из Своего обычного состояния и пережил в Духе Свое распятие. * * * Когда я впервые осознанно пережил этот опыт выхода из себя ( неосознано это бывало и раньше, когда я, например, растворялся со всеми болельщиками на стадионе, болея за любимую команду), так вот, когда я впервые пережил этот опыт осознанно, я испугался. Мне стало страшно, что вышев из себя, я потеряю себя. Растворюсь в бездне бесконечности и утону в ней. Из-за чего возник этот страх? Должно быть понятно, что состояние "быть в себе" - это означает быть в своем уме. Человек в этом состоянии отчетливо выделяет себя из окружающей его среды, и относится к другому человеку, как к иному человеку. То есть, он не смешивается с окружающими, и осознает себя как индивид со своими границами - стенами и со своим потолком - пониманием границ своих возможностей. Когда человек пребывает в себе, он контролирует ситуацию и все, что связано с собой. И не только с собой. Он пытается контролировать все обстоятельства вокруг него, и это связано прежде всего с ощущением его собственной безопасности. Человек в себе - это хозяин или господин себя. Совсем другое дело, когда человек выходит из себя. Он входит тем самым в неизвестную для него сферу, которую он не может контролировать. И это способно вызвать у него страх. Если, к примеру, для вас любовь к другому человеку - это возможность вашего контроля над ним, то, поверте, это не есть истинная любовь. Истинная любовь опасна. Николай Бердяев отмечал это. Любовь опасна, поскольку человек уже не принадлежит себе полностью, а во многом зависим от объекта своей любви. Ведь любовь может потребовать всего, что может быть опасным для вас. К примеру, прыгнуть ради любимой девочки с крыши дома. Или взойти на Голгофу. Когда человек выходит из себя, у него остается единственный проводник - вера. Уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого. Человек в таком состоянии перестает контролировать ситуацию через вхождение в новые и неизвестные для себя сферы. Так вот духовная жизнь - это и есть выход из себя к Богу. Это вход в реку жизни, в воды которой невозможно войти дважды, потому что они все время новые. Если вы, к примеру, начинаете в Боге воспринимать обычную ситуацию, то она пекрестает быть для вас обычной. Вы попадаете в новый мир. То же самое, если вы через призму духа посмотрите на другого человека, давно знакомого вам, вы увидите нового человека. Измененного. Иного. Библия учит, что выходить из себя следует к Христу. Навстречу Христу. То есть, навстречу Божье воле. Христос способен присутствовать в любой ситуации, как совершенная воля Божья. Сам Христос постоянно выходил из Себя к Отцу. Контроль, который вы осуществляете над собой или ситуацией, фактически означает, что вы видите неизменную картину, которая сложилась в вашей голове. Но видите не то, что происходит в реальности. Потому что в реальности не вы контролируете течение событий, а Бог. * * * Вы, может быть спросите, для чего это нужно и какой практический смысл в таких выходах из себя? Одним из случаев, подтолкнувших меня к осознанным выходам из себя самого в обычных житейских условиях, послужила ситуация, произошедшая со мной на одном из христианских семинаров. Я общался с одним человеком, приехавшим с Запада, и очень сильно комплексовал по поводу своей неотесанности, скажем так, неевропейскости. Я был неуклюж и громоздок. Говорил от смущения ненужные слова, мои движения были скованы и неловки. Но на каждую мою ошибку этот человек словно бы говорил – пошли дальше, не обращай внимания на свои оплошности. Он вел меня дальше, в жизнь, где не было осуждения. Но я еще не был готов к этому. И он разговаривал со мной так, словно бы ничего не произошло. Затем, когда моя неловкость повторилась в пятый или шестой раз, он, видимо, понял, что я – неисправим и закончил общение, облегчив тем самым и мою незавидную участь. Этот случай подтолкнул меня к тому, чтобы не сосредотачиваться на себе, а наоборот, выходить из себя. Дело в том, что человек сам для себя является огромной проблемой. Особенно на пути духовного совершенствования. Можно до бесконечноси всматриваться в себя самого, находя при этом все более и более недостатков, грехов и несовершенств. Об этом хорошо знали многие святые подвижники, которые занимались искоренением своих пороков. Но проблема в том, что эти пороки до конца искоренить невозможно, что для многих из святых выразилось в их неустанном плаче о своих грехах. Однако Христос предлагает нам иной путь. Путь выхода из себя. Порочную натуру, образно выражаясь, необходимо прибить ко кресту, и почитать себя мертвым. А жить вовсе не самим собой, не своим самокопанием и исправлением своих недостатков, а полностью новой жизнью. "Выйдем ко Христу за стан" - так об этом написал Павел. Интересно то, что в состоянии выхода из себя человек действительно становится свободным от самого себя. От ограниченности своего ума, от немощей своей плоти. И в то же время он в любую минуту может вернуться в себя и опять почувствовать себя отделенным. Ибо бывают ситуации, когда нужно наоборот, войти в себя и установить границы между собой и другим человеком или явлением. Например, если вы чувствуете, что собеседник к вам настроен неблагожелательно, унижает вас и т.д. Вы должны себя защитить и оградить от негативного, разрушающего вас влияния. Но при этом вашу собственную реакцию на этого человека должны определять вы сами, а не он. В каждом из этих состояний есть свой резон и своя необходимость, поэтому и сказано в Библии - " и войдет, и выйдет, и пажить найдет." Выйти из себя в Царство Божье – означает войти в мир, к котором нет осуждения и в котором господствует любовь. Это то, что является нашим выбором по отношению к себе и к миру, окружающему нас. |