Суббота, 2024-11-23, 10:36 PM

Творческий сайт "Внутри"

Начало Каталог статейРегистрацияВход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
конкурс сайтов
Категории каталога
Мои статьи [68]
Творчество моих друзей [9]
Публицистика [257]
Проза [27]
Поэзия [143]
Книги [17]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей
» Статьи » Мои статьи

Дар прощения. Проявление слабости или явление силы?
«Господи, когда мы не правы, помоги нам исправиться, а когда мы правы, сделай так, чтобы мы не стали невыносимы!»

Из книги Д. Вилларда «Умеете ли вы слушать Бога»
--------------------------------------------------------------------------------

Многие люди говорят о том, что они не в состоянии простить своих обидчиков. Это обстоятельство их мучит и угнетает, поскольку прощение является одной из основ христианства (достаточно вспомнить молитву «Отче наш», где есть слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»). Будучи неспособными к прощению, люди чувствуют себя виновными перед Богом. Однако присмотревшись к этой проблеме внимательнее, мы увидим, что трудности в основном связаны не с прощением, а с оправданием. Вместо того чтобы простить, человек часто пытается смириться со злом и оправдать его. И поскольку он не в состоянии оправдать явное зло и даже смириться с ним, то чувствует себя и неспособным на прощение. Но прощение, смирение и оправдание – это различные духовные действия, и далеко не всегда они следуют вместе друг с другом. Прощение вовсе не означает смирение, а смирение еще не означает оправдание. Непонимание этого зачастую приводит к неумению прощать, даже если у человека есть воля и желание совершить прощение.

Что же такое прощение и для чего оно необходимо? Рассмотрим прежде цепочку духовных действий: осуждение, смирение, прощение, покаяние, оправдание, освящение. Что означает каждое из этих понятий, как они взаимосвязаны и чем отличаются друг от друга?

Допустим, против вас совершено неправедное действие, к примеру, вас оклеветали. (Не допусти, конечно, Бог, чтобы так произошло на самом деле, но в жизни все случается.) Как вы поступите? Обычно первое желание, которое возникает у жертвы по отношению к обидчику, – осудить его. Чаще всего так и происходит. Осудив обидчика, вы становитесь ему врагом, в лучшем случае, прекращаете с ним всякие взаимоотношения. Однако же у вас есть выбор. Можно не спешить осуждать виновника клеветы, а осудить его действия, то есть саму клевету. Это может принести вам существенную пользу. Прежде всего позволит взять под контроль свои чувства в отношении виновника. Ведь до того, как вы выдвинете ему свои претензии и обвинения, тем более до того, как вы изольете на него свою обиду, злость или раздражение, вам следует все основательно проверить. Действительно ли этот человек явился распространителем клеветы, и если да, то почему он это сделал? Умение контролировать себя поможет вам при общении с этим человеком (а в таких беседах, бывает, выясняются новые подробности дела, которые частично или даже полностью снимают с него вину). Кроме того, если виновник видит, что вы не спешите его осуждать, а относитесь к нему с милосердием, он, скорее, может пожалеть о совершенном, раскаяться, попросить у вас прощения и возместить причиненный вам ущерб.

Но здесь есть один существенный момент. Не осуждая человека, вы, тем не менее, не должны потакать злу, допустим, делать вид, что ничего плохого не произошло и все в порядке. К сожалению, бывают случаи, когда человек скрывает преступление, совершенное против него самого, не желая, вероятно, огласки или боясь чем-либо обидеть преступника или виновника. Некоторые религиозные люди впадают в крайность и вообще боятся осуждать, руководствуясь известным библейским выражением: «Не судите, да не судимы будете». Это приводит к тому, что заповедь «не судите» используется для оправдания явного беззакония, сокрытия виновников от правосудия.

Библия говорит нам о Божьем суде и называет Бога Судьей справедливым и праведным. Бог осудил грех и наказал Адама и Еву за непослушание, изгнав их из Эдемского сада со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, есть нечто (грех), однозначно осужденное Богом по причине Его святости, то есть несовместимости с грехом. Более того, как свидетельствует Библия, Бог призывает человека тоже быть святым, ждет, что человек осудит грех и оставит его. Это необходимо для возобновления полноценных отношений человека с Богом и принятия Богом человека в Свои святые обители (туда, где отсутствует грех). Для достижения этой цели, Бог вначале даровал человечеству Моисеев Закон, который осуждает и запрещает определенные действия человека (например, убийства, кражи, ложь и т. д.), трактуя их как нарушение справедливости и преступление против истины.

Таким образом, Библия свидетельствует, что грех разделяет Бога и человека, разрушает последнего и приводит его к смерти. Грех осужден Богом и должен быть осужден людьми. Другое дело, что грех в результате отступления человека от истины и долговременного пребывания в нем настолько исказил человеческую природу (разрушил ее), что одними лишь требованиями закона и даже наказанием за преступления победить его невозможно. Некоторые люди, к примеру, настолько привыкли красть, что даже не признают это за грех. После осуждения и отбытия наказания, выйдя из тюрьмы, они продолжают красть. И тогда для исправления человека Бог применяет другое сильнодействующее средство – милость. Он прощает грешника и дарует ему возрождение – чистую совесть и обновление в истине. Но как же быть с Божьей справедливостью, с осуждением греха и наказанием за него?

Чтобы справедливость была не нарушена, но, наоборот, утверждена, Бог принимает удивительное решение – наказать за преступление закона не виновника, а другого человека, добровольно взявшего на себя вину грешника. Таким образом, невиновный, взявший на себя вину другого, становится виновным и получает осуждение и наказание, соответствующее закону, то есть справедливое наказание. А истинный виновник получает оправдание и перестает им быть. Единственным условием тому, чтобы истинный виновник получил оправдание, является признание им своей вины, раскаяние в содеянном и вера в милосердие Судьи. Так, всякий человек, который признает себя грешником, раскаивается в этом и верит в Божье милосердие, в то, что Бог возложил наказание за его грех на Иисуса Христа, взявшего на Себя добровольно все грехи мира, получает прощение за свои грехи и оправдание. Таким образом, справедливость и истина остаются самими собой и их требования не изменяются ни на йоту, грех остается осужденным, а грешник получает прощение.

«Соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающих зло», – написано в Книге Притч Соломоновых, и еще: «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 21:15; 24:24-25). Осуждение, суд не являются для христианина чем-то запретным. Более того, верующий призван для совершения праведного суда, чтоб осудить грех и зло, и победить его. Но как? Здесь мы вплотную подходим к вопросу о смирении, по которому в христианском мире происходит множество споров. Согласуется ли смирение с борьбой со злом? Обычно в библейском контексте понятие «смирение» употребляется там, где речь идет о послушании Богу, то есть о смирении перед Ним и Его волей. Однако является ли волей Божьей смирение человека перед злом? Многие верующие дают положительный ответ на этот вопрос, трактуя в пользу смирения перед злом некоторые библейские отрывки. Например, слова Христа о том, что если тебя ударили по одной щеке, подставь вторую; не воздавайте злом за зло; да и саму Голгофскую жертву Христа трактуют как непротивление злу, смирение перед злом. А поскольку на эту жертву была Божья воля, значит, делают они вывод, есть Божья воля на смирение перед злом вообще.

Действительно ли борьба со злом неугодна Богу? Почему тогда Сам Бог не смирился с грехопадением Адама и стал осуществлять грандиозную программу по спасению человечества, включающую в себя призвание Авраама, произведение от него целого народа Израиля, который получает от Бога Моисеев Закон, утверждающий справедливость; последующий приход Мессии, через Которого открывается доступ ко спасению всем народам и всей земле? Почему же тогда в рамках этой программы Бог требует от Израиля даже физического уничтожения своих врагов, если они не подчиняются требованиям Божьим, в уста апостола Бог вкладывает слова: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21), а Христос говорит такие странные слова: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34)? Не правда ли, меч никак не ассоциируется со смирением перед злом, разве только он будет пылиться в музее под стеклом. Думается, правдивых ответов на эти вопросы у сторонников смирения перед злом нет. На самом деле всем, кто читает Библию непредубежденно (то есть, без заранее навязанных и внушенных ему установок), очевидно, что Бог выступает против зла и побеждает его. Как с помощью меча физического, так и с помощью меча духовного, которым является Слово Божье.

Некоторые христиане утверждают, что Бог поощрял физическое сопротивление (меч физический) только в Ветхом Завете, а в Новом Завете речь идет только о сопротивлении духовном. Но ведь это в Новом Завете написано: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:36, 38). Трактуют этот отрывок опять же по-разному. Одна из версий, что речь здесь идет не о физическом мече, а лишь о духовном. Но если в этом контексте Христос говорит о мече духовном, значит, также говорит Он и о мешке, и о суме, и об одежде, то есть не в обычном смысле, а в духовном. И когда ученики отвечают Ему: здесь два меча – Он говорит: довольно. В этом случае уже трудно предположить, что ученики говорили о мечах духовных, явно, что о физических. Однако противники физического оружия и тут находят лазейку: они говорят, что слово «довольно» Христос употребил не в смысле «хватит вам и двух мечей», а в смысле «хватит спорить, вы Меня и так не понимаете, ведь Я говорю вовсе не о физических мечах, а о духовных». Такая «пацифистская» трактовка Библии представляется натянутой, буквально притянутой за уши к теории смирения перед злом. Мы ведь не считаем Бога Ветхого Завета и Бога Нового Завета разными Богами, наоборот, утверждаем, что это Один и Тот же Бог, Который ни в чем не изменил Своего характера. И если во времена Ветхого Завета Бог говорил Гедеону, Давиду или Самсону взять меч именно физический, то почему Он не может этого сказать во времена Нового Завета? Апостол Павел говорит о властях: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Неужели и здесь подразумевается меч духовный, а не физический? Вряд ли.

На страницах Библии Бог открывается нам совсем не как пацифист, стремящийся к миру любой ценой. Да, конечно, Бог хочет мира, но вовсе не ценою соглашения со злом, не ценою компромисса с грехом. Скорее всего, теория смирения перед злом родилась в умах тех людей, которые хотели бы видеть Бога таким, каким они Его себе представляют, добреньким, а не таким, какой Он есть на самом деле. Возможно, так они оправдывают свое нежелание борьбы с грехом и со злом.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему же тогда Христос добровольно отдал Себя в руки Своим гонителям и смирился с тем, что Его убили. Дело в том, что Христос сделал это вовсе не по причине смирения перед злом, а наоборот, борясь с ним. Христос должен был победить грех, смерть и ад и освободить находящиеся в аду души. Но как можно попасть в ад, минуя смерть? И можно ли попасть в ад законным способом, не имея на себе грехов? Поэтому Христос берет на Себя грехи человечества, что и означает отдание Себя в руки зла и принятие на Себя его последствий, то есть осуждения за грехи и справедливое воздаяние за них – смерть. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал... Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 3:18-19; 4:6). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57). Таким образом, Христос, отдавая Себя в руки гонителям и принимая от них смерть, вовсе не смирился со злом и не согласился со Своим поражением. Наоборот, отдав смерти Свое тело, Он воевал с нею Духом, победил и в результате Своей победы был воскрешен из мертвых, получив Свое тело вновь. Поэтому смирение перед Богом и смирение перед злом – это совершенно различные вещи.

Смирение перед злом, признание перед лицом греха и зла своего поражения – это не библейская концепция. И когда в Библии говорится о том, что следует подставить вторую щеку для удара, имеется в виду вовсе не соглашение со злом, а наоборот, активизация духовных средств борьбы, чтобы преодолеть (нейтрализовать) чувство мести, злобу, раздражение, то есть не дать места духу зла. Что действительно важно в вопросе борьбы со злом, так это то, каким духом ведется эта борьба. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Зло не следует побеждать злом. И если вас ударили по одной щеке и вы при этом клокочете желанием отомстить и разорвать вашего обидчика в клочья, то вам действительно лучше подставить ему вторую щеку. Потерпев физический урон, вы сохраните тогда свой человеческий облик и не впадете в животное состояние мести и злобы. Но если, пользуясь вашим смирением, вас регулярно бьют то по одной щеке, то по второй, которые вы услужливо подставляете в надежде праведно выглядеть в глазах людей и Бога, то не обманывайтесь – вы вовсе не Богу угождаете, а Его противнику, который еще и смеется над вашей неразумной верой. Физическая сила (физический меч) вовсе не является синонимом зла, и ее можно и нужно применять в борьбе со злом, но с условием, чтобы дух, который ее направляет, не был духом злым, но Духом Божьим. К сожалению, не все христиане понимают это и потому впадают в противоположные крайности: либо ожесточаются до ненависти к своим противникам (а то и братьям), либо совершенно равнодушны к распространению греха и зла, считая, что бороться с ними не их дело, что Бог Сам за них поборет.
Итак, мы выяснили, что Бог Библии осуждает грех, признавая его злом, и вовсе не требует смиряться перед ним, но, наоборот, побуждает к борьбе с ним. Значит, и прощение не может быть ни смирением перед злом, ни тем более оправданием зла. Также не является прощение и утаиванием зла. Прощение – акт милости. Когда совершалось Голгофское распятие, Христос молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Означали ли эти слова, что Иисус оправдывал действия своих убийц, то есть само убийство? Конечно же, нет. Христос просил Отца не вменить (не засчитать) им этого зла, потому что они вполне не осознавали то, что они делали. То есть Христос сказал: «Убивая, эти люди совершают грех, но Я беру наказание за этот грех на Себя ради того, чтобы они смогли познать Твою, Отче, милость». Если они познают Твою милость и отвратятся от своих грехов (покаются), то Ты примешь их и простишь. Таким образом, прощение – это момент аннулирования, списывания тех долгов, которые задолжал вам ваш обидчик.

Прощение нарушает справедливость, которая настаивает на воздаянии. Я прощаю тебя, говорит потерпевший обидчику, но не для того чтобы оправдать твои неправедные действия, а для того чтобы ты увидел, что я настроен к тебе по-дружески и хочу дать тебе шанс, чтобы ты мог исправиться и более не совершать зла. Поскольку в акте прощения и милости есть элемент нарушения справедливости, прощением нужно пользоваться мудро и осторожно, чтобы не разрушить справедливость, но утвердить ее.

В Библии есть притча о милосердном господине и безжалостном слуге (Мф. 18:23-34). Некий слуга был помилован господином в большом долге, но сам не оказал подобной милости должнику и бросил того за долги в темницу. Узнав об этом, господин разгневался и отдал слугу истязателям. Притча указывает на то, что милость и прощение не являются универсальными средствами исправления. Иногда исправление требует справедливого наказания. Милость и прощение, возведенные в ранг закона, который обязательно надо применять в каждом случае, создают ситуацию, когда прощение используется для смирения перед злом и оправдания его. Если обидчик регулярно вас обижает, а вы все время его прощаете, то, скорее всего, он будет воспринимать ваше прощение не как акт милости к нему, а как проявление слабости, вашу неспособность отстоять справедливость и свои права.

Прощение – это милость сильного по отношению к слабому, это акт помощи. Прощение – это добровольный дар, а не вынужденная мера, поэтому оно не может осуществляться по приказу. Если верующего человека лишают свободы выбора (прощать ему или взыскивать), он становится заложником своей несвободы и, как правило, не способен справиться со стоящими перед ним проблемами. Приведу пример. Квартиру, в которой мы живем, одно время регулярно заливала соседка с верхнего этажа. Мы с такой же регулярностью ее прощали, а она продолжала нас заливать, пользуясь своей безнаказанностью. Поскольку в церкви нас учили прощать, то мы настойчиво применяли это учение в жизни. В какой-то момент мы поняли, что в данном случае прощение не является эффективным средством, и решили взыскать с соседки ущерб, то есть поступить по закону. Мы вызвали комиссию жэка, которая составила акт об ущербе, и соседке пришлось ремонтировать нашу квартиру. С той поры наши бедствия прекратились, и мы поняли, что безответственность очень хорошо исправляется с помощью закона и принуждения.

Благодать (милость и прощение) вовсе не отменяет Закона Моисея, вопреки представлениям некоторых верующих, но дополняет его и помогает исполнить. Милость и закон или, как говорят в народе, пряник и кнут, – это два различных средства воспитания, и ни одно из них не отменяет другого. Нам важно понять, что и прощение (милость) и воздаяние (закон) являются лишь средствами для исправления, а вовсе не неким обязательным культом. И верующие должны обладать достаточной мудростью и свободой выбора, чтобы уметь решить, в каком случае какое средство нужно применить.

Одну нашу знакомую, члена протестантской церкви, постоянно избивает муж (случай, впрочем, не такой уж редкий). Когда она, избитая, приходит в церковь и просит совета у лидеров, ей неизменно говорят: смиряйся, терпи, прощая; Христос терпел и нам велел... Интересно, что скажут эти руководители, если, не дай Бог, муж забьет ее до смерти или сломает духовно, так что она смирится с постоянными побоями? Вероятнее всего, что такова воля Господня...

Тактика непротивления злу приводит не к разрешению проблемы, а к ее обострению, еще большему затягиванию узла. Поэтому невозможно согласиться с теми, кто требует милости и прощения для террористов, серийных убийц, маньяков, насильников и прочих преступников, не желающих исправляться. Конечно, ни в коем случае нельзя призывать к эскалации ненависти, мести, но также нельзя исключать и разумное воздаяние, заслуженное наказание. Когда прощенный террорист совершает новый теракт и гибнут невинные люди, ясно, что прощение в данном случае себя не оправдало.

Вот уже многие годы современный Израиль страдает от терроризма, гибнут дети, женщины, старики, невинные люди, а христианский западный мир оказывает давление на него, чтобы «подставил вторую щеку» – сел за стол переговоров с террористами, уступил территории и т. д. Но чего же хотят эти террористы? Высокопоставленные деятели Палестины неоднократно говорили о том, что их цель – полное уничтожение Израиля и еврейской нации. Так о чем вы можете договориться с теми, кто хочет вашего уничтожения? Разве что об условиях и сроках этого уничтожения. И нужно было западному миру самому пострадать от терроризма, чтобы он переосмыслил свое отношение к этому чудовищному явлению и понял, что опускать руки перед злом и терпеливо ждать, пока Бог что-нибудь сделает с террористами, в то время как они продолжают убивать, – это совсем не по-христиански. Смирение перед Богом, послушание Богу и есть борьба со злом, а вовсе не бегство от нее.

Итак, вы простили своего обидчика. Вы не оправдали его неправедные действия и не согласились с ним, а лишь проявили добрую волю и дали ему кредит доверия, чтобы дальнейшие отношения с вами он мог строить по правде. Конечно, он может воспользоваться прощением как для блага, так и для зла. Если ваш обидчик раскаялся в содеянном, попросил у вас прощения или даже возместил причиненный вам ущерб, то не следует дальше считать его виновным. Само его раскаяние и просьба простить взывают, чтобы вы его простили, – он действительно сожалеет о сделанном. Оправдать – значит, признать человека невиновным, и это дает шанс строить свои отношения с оправданным будто с чистой страницы, не помня зла. Но что делать, если обидчик не собирается каяться, считает себя правым, либо кается лукаво, а на деле не изменяет своего неправедного поведения?

Как уже было сказано, оправдание в данном случае может привести к еще большим проблемам, ибо может быть воспринято как потакание злу. В этом случае следует помнить, что прощение еще не оправдание. Прощение действует благотворно, в первую очередь, на самого прощающего, так как освобождает его душу, сердце, сознание от груза обиды, от негативных переживаний, которые болезненно действуют на духовную и даже физическую жизнь человека. Конечно, хорошо было бы добиться возмещения ущерба, хотя бы морального, однако это в силу различных причин не всегда возможно. Тогда можно простить человека, не оправдывая (фактически осуждая) его действия. В Библии сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя брат твой, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

Язычником считается человек, не верующий в Единого Бога. Но здесь сказано не о язычнике, а об единоверце, который поступает, как язычник, и, следовательно, заслуживает к себе отношения как к язычнику. Что же это за отношение? Моисеев Закон не запрещает евреям общаться с язычниками, но запрещает вступать с ними в определенные отношения (например, жениться и выходить замуж за язычника; поклоняться их богам и признавать их ценности). Речь идет об установлении определенной дистанции в отношениях, которая была бы выражением несогласия сторон по определенным вопросам. Такая дистанция не обязательно означает полное прекращение отношений, но прекращение близких отношений. Вот что сказал Бог израильскому пророку Иезекиилю, когда весь дом Израилев отпал от Бога: «И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины; и возьми себе железную доску и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лицо свое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву» (Иез. 4:1-3). В данном случае железная доска символизировала отделение, некую духовную дистанцию между Иезекиилем и Израилем. Если бы не было этой дистанции, то не было бы и принципиальной разницы, отличия праведника от грешника. Эта дистанция служит одновременно и разделением (границей) и защитой от опасности смешения. И если между вами и вашим оппонентом, не желающим признавать свою неправоту, отсутствует такая дистанция, вы подвергаетесь опасности вновь быть обиженным несправедливо.

Грех, всякая неправда действуют разрушающе, и если вы поддерживаете близкие отношения с человеком, живущим во грехе, то можете от этого пострадать. Такая дистанция может быть духовной и существовать при самых близких физических отношениях. Но если физические отношения препятствуют сохранению духовной дистанции, то необходимо установить и физическую дистанцию. Такую, которая помогла бы восстановить дистанцию духовную. В то же время наличие такой дистанции в отношениях позволяет не прерывать сами отношения, но регулировать их и выстраивать с пользой для дела. Сама дистанция свидетельствует вашему оппоненту, что вы не согласны с ним по определенным вопросам, но, тем не менее, стремитесь достичь этого согласия.

Вы стремитесь к согласию не ценой оправдания неправды и потакания ей, а ценой такого вашего воздействия на оппонента, которое помогло бы ему понять справедливость ваших требований и измениться. Это ни в коем случае не компромисс со злом, которого нужно избегать, а творческий подход к построению отношений. Конечно, куда проще было бы совсем прервать отношения, но тогда вы потеряли бы возможность положительно влиять на ситуацию и на своего оппонента. Сложность такого дистанцирования состоит в том, чтобы найти разумную меру между удалением и приближением.

С одной стороны, не попасть под влияние оппонента, сохранив духовную свободу и избежав зависимости, а с другой стороны, сохранить цивилизованные отношения, необходимые для диалога.

Такое дистанцирование, или отделение является требованием вашего освящения. Само слово «святой» означает отделенный от всего, что несвято, отделенный для Бога. Освящение – это преодоление греха, победа над ним путем приближения к Богу. Освящаться может как человек и межчеловеческие отношения, так и физические предметы, духовно оскверненные неправедным употреблением. Освящение происходит не в момент физического отделения чистого от нечистого, а в результате посвящения, приобщения, присоединения к Богу посредством очищающего и облагораживающего воздействия Божьего Духа. Освященную Божьим воздействием душу (тело или какой-либо предмет) следует охранять от нечистоты, чему способствует дистанцирование, в некоторых случаях и физическое дистанцирование. Однако дистанцирование, отделение может быть и только духовным, то есть на уровне мысли, позиции, убеждений, верований. С другой стороны, злоупотребление физическим отделением, когда верующие вообще устраняются от контактов с «нечистыми», приводит к тому, что они теряют возможность поделиться с другими тем даром, который сами получили от Бога. Соль оказывается равно бесполезной, если ее держать в кладовке и не применять по назначению и если выбросить ее вон.

Итак, мы рассмотрели тему прощения и могли увидеть, что прощение подспудно, в глубине отношений, содержит в себе и смирение перед Божьей волей, и милосердие, и осуждение греха, следующее из требований святости и освящения, и побуждение к покаянию. Покаяние же приводит к оправданию и полному восстановлению отношений.

Источник: http://gazeta.mirt.ru/2003/02/15.html

Категория: Мои статьи | Добавил: cetroi (2006-10-27) | Автор: Александр Яковлевич Грайцер
Просмотров: 2846 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 3
3 cetroi  
0
Здравствуйте, Руслана!
А что вы сами понимаете под прощением?
Некоторые люди, к примеру, под прощением понимают полное списание долгов с должников.
К примеру, у вас заняли деньги в долг. Отказать вы почему-то не решились, памятуя библейское - "просящего не отвращайся". А должник вам все не отдает долг. Говорит - прости, нет у меня денег. А назавтра опять просит в долг.
Вопрос вам, Руслана, - как долго вы будете давать этому человеку в долг? И как долго вы ему будете прощать?
.

2 Руслана  
0
Вы пишете:"Если обидчик регулярно вас обижает, а вы все время его прощаете, то, скорее всего, он будет воспринимать ваше прощение не как акт милости к нему, а как проявление слабости, вашу неспособность отстоять справедливость и свои права."
А как же слова Христа в Матф.18.21-22? Почему в своей статье Вы рассмотрели стихи 23-34, опустив два верхних?
С любовью во Христе, Руслана.

1 avangard  
0
Рекомендую прочитать также книгу Джона Бивера "Как относиться к несправедливости?"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]