Суббота, 2024-11-23, 10:30 PM

Творческий сайт "Внутри"

Начало Каталог статейРегистрацияВход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
конкурс сайтов
Категории каталога
Мои статьи [68]
Творчество моих друзей [9]
Публицистика [257]
Проза [27]
Поэзия [143]
Книги [17]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей
» Статьи » Мои статьи

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ Часть 2. Битва за Богочеловечество

  ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА

  Давайте задумаемся о том, какую роль играет творчество в человеческой жизни.
 Даже поверхностный взгляд человека вокруг себя не может избежать того, чтобы не видеть творений рук человеческих. Мы окружены цивилизацией, созданной человеком. Живем в домах, которые придумали, спроектировали и построили люди. Регулярно пользуемся предметами технического творчества — радио, телевидением, часами, автомобилями, компьютерами, телефонами и т.д. Носим одежду, которую скроили и пошили мастера своего дела. Употребляем в пищу продукты, созданные человеком. Слушаем музыку, читаем книги, смотрим фильмы, спектакли, телевизионные передачи — все это так же творения рук человеческих. Живем в городах и селах, созданных человеком и сами погружены в мир творчества.
  Без всякого преувеличения можно сказать, что каждый живущий человек занимается творчеством в том или ином виде. Он познает мир, производит предметы потребления, творит молитву и отношения, создает произведения искусства. Да и сама жизнь, прожитая человеком ответственно и целеустремленно — это тоже творчество, может быть, наивысший вид творчества — творение своей судьбы, сотворение себя.
  Жажда творчества, стремление к творческой, личностной реализации соизмеримо в человеке разве что с самой жаждой жизни.
  И пора задаться вопросом — откуда в человеке это стремление и жажда творить? Почему зов творчества так силен в человеке, что он не может не творить? О чем вообще свидетельствует человеческое творчество? И если еще шире - что такое человек? Или кто такой человек, если он не может не творить?

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

  Если встать на библейскую позицию, то необходимо признать, что человек — это образ и подобие Божье. С точки зрения Библии Бог придумал и создал человека по Своему образу и подобию, примерно так, как автор книги или фильма, симфонии или картины создает свое произведение по своему образу и подобию.
  С точки зрения творческого человека, творчество — это поиск гармонии и совершенства, поиск смысла и красоты, поиск одухотворенности, по сути, как сказал бы верующий человек, творчество — это и есть поиск Бога в человеке и через человека в мире. Поэтому и с точки зрения самого творчества, человек — это духовный образ Бога.
  Давайте задумаемся, что означает образ и подобие Божье в человеке?
  Творец, создавая свое творение, вкладывает в него свое видение (понимание), свой смысл, свои силы, свою душу, иными словами, творец вкладывает в произведение самого себя.
  Совсем не обязательно, чтобы творческое произведение было внешне, то есть по форме похоже на своего создателя. Но внутренне — это слепок с его души, с определенного состояния души. И любое произведение на самом деле очень многое говорит о его авторе, потому как является его воплощением в материале. Хотя при этом произведение не является самим автором. Но это и есть образ и подобие — внутреннее единство, адекватное выражение сущности творца в произведении.
  И если Бог творит по определению, так как одно из определений Бога — Творец, то и человек, созданный про образу и подобию Божьему творит также. Не может не творить, покуда в нем сохраняется образ и подобие Божье.

  КУДА ВЕДЕТ ТВОРЧЕСТВО?

  Что означает сам творческий акт? О чем он свидетельствует нам? Куда ведет человека творчество?
  Творчество человека — это фактически лучшее доказательство бытия Бога, творчества Бога. С другой стороны, ничто лучше не может объяснить нам стремление человека к творчеству, как творчество Самого Бога.
  К примеру, Библия говорит нам, что Бог - Творец создал мир для обитания в нем человека, что весь мир — это дом для человека. И человек, созданный по образу и подобию Божьему также творит, создает себе дом. Человек словно бы копирует Бога в своем творчестве. Архитектор создает план здания, который потом воплощает в материале строитель. Художник рисует с натуры красоты природы, созданные Творцом.
  Если творит Бог, значит и творит человек. И человек творящий — это лучшее свидетельство того, что он сотворен Творцом.
  Особенно это видно, когда мы исследуем движущую силу или мотив творчества. Ими являются стремление творца реализовать себя, раскрыть тот созидательный потенциал, который в нем заложен, выразить себя в материале, воплотить в дело, в созидание.
  Творчество — это реализация творца, продолжение его самого, воплощение творцом себя самого в творении. Если так обстоит дело с творчеством человека, значит подобное происходит и с творчеством Бога. Бог воплощает Себя в Своем творении, точно так же как Микеланджело воплощает себя в камне, в скульптуре.
  Поэтому по мере развития творчества человека, происходит все большее уподобление его Творцу. Верно и то, что по мере своего духовного развития, человек все более становится творческими, реализующем в себе это творческое начало Бога. Начало, которое настойчиво требует в человеке выхода и реализации.
  Раскрывая, реализуя свой творческий потенциал человек на определенном этапе приходит к удивительному и парадоксальному выводу - что он не одинок в своем творчестве, что ему в творчестве помогает какая-то неведомая сила. Что же это за сила?
  Верующий человек знает, что в его собственном творческом акте присутствует Сам Его Творец, Бог. Иными словами Бог творит вместе с человеком, через человека! Вы можете представить себе, что когда ребенок чертит палочкой на песке, его рукой движет Бог?
  Но Библия вполне объясняет нам этот феномен: Бог-Отец воплощяет Себя в человека, продолжает Себя в человеке. Творя человека, Бог создает из него Храм, в котором Он, то есть, Бог обитает. Иными словами, человек задуман и создан как жилище Бога, как сложносоставное единство с Богом.
  По проекту Творца, человек — это Бог в человеческом образе. Это Он же Сам, Творец только не в виде Духа, а в виде человека. Точнее, Богочеловека.
  Можно сказать, что человек — это форма существования Бога, проявление Бога, выражение Бога, Его реализация. Создав человека Бог, образно говоря, скроил Себе рубашку, которую потом Сам же и одел. Подобно тому, как религиозный еврей одевает перед молитвой талит - специальное молитвенное одеяние, символизрующее, что во время молитвы он облачается в духовный свет, то есть, в Бога, так и Сам Бог облачается в Свое творение, в человека. Поэтому творчество человека ведет его к Богу, к своему Создателю, к своему совершенству.

 МИСТЕРИЯ БОГОВОПЛОЩЕНИЯ

  Но человек — это ведь не просто костюм, пусть и умеющий чувствовать, думать и говорить. Он обладает свободной волей, как и Сам Творец по образу и подобию Которого человек создан. Творец не может не обладать свободной волей, так как всякое творчество невозможно без свободы. Там, где существует жесткая запрограммированность, обусловленность, там нет свободы, там невозможен свободный маневр, там не может быть и творчества.
  К примеру, камень не может сам творить. Он даже не может самостоятельно двигаться.
Но чем выше духовная организация творения, тем большей свободой и сознательностью оно обладает. Поэтому камень не творит, но человек может творить из камня. Бог же способен из камня, одухотворив его, создать человека.
  И вот кусок плоти, как говорит Библия — прах земной, становится в «руках» Божьих человеком. Первый человек даже назван так — Адам, что в переводе с иврита (адама) — означает земля, земной.
  Но как человеку узнать о свободе, которой он наделен? И более того, как научиться ею пользоваться? И вот Бог ставит человека перед испытанием — древом познания добра и зла.
И перед фактом Своего запрета человеку вкушать плоды с этого древа.

  Так человек познает, что у него есть свобода выбора поступить так или иначе. И есть ответственность за свой выбор. "Смертью умрешь" - говорит Бог человеку, если тот вкусит плод с древа познания. Это ничто иное, как цена, которую человек платит за познание того, что он - Бог. "Вот, Адам стал, как один из нас, зная добро и зло" - сказал Бог после вкушения Адамом запретного плода, - " и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

   Плоды от древа жизни человеку еще предстояло вкусить, а пока он должен был пройти путь познания добра и зла и научиться быть ответственным. Фактически вся история цивилизации после грехопадения человека — это обучение человека ответственности за свои решения и действия.

  Но Богу недостаточно просто создать человека пусть даже обладающего свободной волей и ответственного в своих поступках. Богу нужен соработник, сотрудник, сотворец, чтобы вместе творить дела Божьи. Необходимо также, чтобы человек осознал себя частичкой Бога, Богочеловеком, существом равным Богу. Великому архитектору нужен и великий строитель. А великому композитору - великий исполнитель. Потому что посредственному строителю и исполнителю никогда не передать того, что задумано великими архитектором и композитором.

   И здесь продолжается мистерия Боговоплощения, как сказано в Библии - «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Коринфянам 15, 47). Бог подготовливает, а затем и осуществляет приход   Мессии, целью Которого является привести человека к познанию истины и дать ему вкусить плоды с древа жизни.

  Как же еще иначе творению Божьему, человеку, слепленному из земли, осознать себя частью Бога, фактически Самим Творцом, Богом, Господом с неба, как ни увидеть явный пример, который показал бы смысл и цель человеческого существования и научил бы человека жить в соответствии со своим призванием.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА

  Библия говорит, что во Христе Бог усыновил Себе мир. Иначе говоря, через Христа человеку открывается его собственная цель и смысл. Христос — совершенный человек и одновременно Бог, одним словом, Богочеловек — является венцом развития человека. Человек в результате эволюции должен стать таким, как Христос, подобным Ему.
  Христос же так говорит о Самом Себе «Я и Отец — одно... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». (Евангелие от Иоанна 10, 30; 5, 19-20)
  О том, как жил и чем занимался Бог, воплощенный в человека или совершенный человек повествует Библия. Богочеловек занимался.... творчеством. С детских лет Он изучал Священные Писания — Тору в синагоге, то есть познавал истину через религиозные источники и добился в этом сверхестественных успехов, так что даже мудрые учителя удивлялись знаниям мальчика. Вообще истинное познание — это так же творчество. Верно и обратное утверждение, что творчество — это познание, о чем мы подробнее поговорим далее. Познавая истину, человек творит себя. А творя себя, он также творит и мир вокруг себя.
  Затем Иисус освоил плотницкое дело и работал плотником. Ремесло — это то же творчество, в ремесле человек познает и овладевает секретами мастерства, он учится владеть формой, господствовать над ней. Он создает практические вещи, которые делают жизнь более удобной и комфортной.
  И наконец, в последней фазе Своей земной жизни, Иисус выступает как учитель, проповедник, пророк, целитель, и чудотворец. Он становится мастером Слова, которым оживотворяет, одуховторяет, исцеляет души и тела. И таким образом — через посев Слова, через Свои поступки - Он творит нового человека, новые отношения между людьми, новый мир. Во Христе творчество человека обретает полноту и совершенство Бога.



Категория: Мои статьи | Добавил: cetroi (2008-08-19)
Просмотров: 2714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]