В следовании за Христом есть этап, который верующие называют "пустыней". По аналогии с пустыней, в которой был искушаем Христос или с той пустыней, в которой израильский народ находился долгие годы, идя в Землю Обетованную.
В этом этапе есть свой непреходящий смысл и ценность. В пустыне человек поставлен на грань бытия и подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям. Этот этап довольно таки болезненен. Бог человека "в пустыне" ограждает от многого - от развлечений и от привычных занятий. У человека проходящего духовную пустыню, долгое время может не быть работы, общения с единомышленниками или понимания с ними и т.д. Он словно бы оказывается в социальном ваккуме и, живя среди людей, чувствует свое одиночество и неприкаянность. Чувствует себя выброшенным из жизни. Одним словом, вокруг человека образуются условия, при которых ему нужно идти только в одном направлении - устремляться к Богу. Искать ответы у Бога, искать поддержки у Бога, жить общением с Ним, так же, как израильский народ в пустыне каждодневно получал манну от Господа. Только так можно найти спасение от узких обстоятельств. "Пустыня" "дана" для укрепления веры, как связи человека с Богом. А также для выработки в человеке тех качеств характера, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.
Самой болезненной частью этой "пустыни" лично для меня было непонимание людей. Что поделаешь, человек — это социальное существо, он нуждаеться в общении, понимании и любви от окружающих. Часто нуждается в помощи с их стороны. Но настало время, когда от меня отвернулись все - друзья, товарищи и даже родные и близкие. В тот период у меня не было работы, и я фактически находился на иждивении у матери. Меня это сильно тяготило, но найти хоть какую-то работу никак не удавалось. Однажды, когда упреки со всех сторон, в том числе от близких, в моем иждивенчестве стали уже невыносимыми, я пошел в лес и взмолился к Богу, что так больше уже не могу жить. И явственно услышал ответ Всевышнего, что это Он все так устроил, и Он заботится, чтобы у моей матери были средства для моего содержания. Этот ответ принес мне огромное облегчение.
Однако больнее всего было то, что от меня отвернулись братья и сестры по вере. Более того, они начали гнать меня. Не сразу я понял, что моей вины в этом не было - а была Воля Божья. Так Бог учил меня не зависеть от людей, от человеческих мнений, от поддержки других. Освобождал от зависимости, которая способна контролировать человека всю жизнь и делать послушным своему окружению, бесконфликтным, плывущим по течению обстоятельств.
Теперь, после опыта "пустыни", я могу сказать, что человек становится в ней другим. Более свободным. И закаленным. Ему уже не столь важно, что подумают о нем люди. Он уже не так болезненно воспринимает одиночество и непонимание ближних. Он научился быть один. Точнее, с Богом. Он научился быть нелицеприятным. Теперь он может сказать обличающее слово даже властьимущим, потому как освободился и от их власти над собой. В "пустыне" человек понимает, от чего и от кого на самом деле зависит его жизнь.
Как уже было сказано, человек - социальное, общественное существо. После опыта "пустыни", понимаешь, что это не совсем так. В пустыне ты уже не зависишь от людей и начинаешь понимать это. Став свободным от людей, ты уже сам можешь определять свою позицию по отношению к ним, вне зависимости от их отношения к тебе. К примеру, ты можешь продолжать их любить, даже несмотря на их нелюбовь к тебе. Относится ровно и дружелюбно даже к тем, кто настроен против тебя и враждебно. Человек в пустыне освобождается от влияния других людей и сам уже может определять свое отношение к ним. Такое, какое хочет он. Так, я поймал себя, что у меня нет ни ненависти, ни даже каких-либо недоброжелательных чувств ни к братьям и сестрам по вере, которые в свое время выжили меня из общины, ни к стране, в которой я родился и которая упорно старалась мне доказать, что я в ней - лишний, чуждый элемент, называя меня языком своих граждан оккупантом и завоевателем.
И хоть я уже живу теперь в другой стране, но у меня нет горечи и негативных чувств к своим бывшим согражданам. Благодаря опыту "пустыни" я уже никого не сужу так строго. Да и вообще не сужу людей. После пустыни понимаешь, что человек проходит свое земное поприще прежде всего перед Богом и только Ему он дает свой главный отчет. А значит, кто ты такой, чтобы судить других людей?
В пустыне Бог обнаруживает твою самую слабую точку, твой изъян и показывает тебе, насколько ты сам хрупок и слаб. Насколько слаб человек, чтобы на него опираться и быть зависимым от него. Слаб, чтобы вообще от него требовать понимания и ждать сочувствия. Слаб, как немощен и слаб ты сам, пребывая там, в пустыне. У каждого человека есть эта точка «слома», в которой он познает свою немощь и несостоятельность. В "пустыне" Бог человека смиряет, чтобы он не думал о себе сверх положенного. Смиряет, пока человек не поймет, что выдержать сам всего этого просто не в состоянии. Что он живет лишь благодаря милости Божьей, а не своим усилиям и заслугам. Так человек прилепляется к Богу и отвращается от внешней жизни, которая повернулась к нему своей весьма неблаговидной стороной. Но зато теперь, после этого опыта самопознания, ты можешь снисходить к каждому человеку, принимая его своей милостью и любовью, являть понимание его несовершенств, грехов и заблуждений. Так, как снисходит к тебе Бог, принимает тебя таким, каков ты есть, поддерживая и укрепляя во время твоей нужды.
В пустыне ты понимаешь, что все свои битвы ты ведешь только в одиночестве. Тебе никто не помогает. И тебе не на кого полагаться, кроме одного Бога. Но в пустыне Бог делает тебя также сильным и мужественным. Учит преодолевать себя самого. ... Когда я был духовным младенцем, Бог буквально засыпал меня Своими подарками. Он отвечал практически на каждую мою просьбу и я получал от Него, все, что просил. Ощущение близости с Богом в тот период было просто феноменальным. Однако в пустыне Бог оставляет тебя одного. И создается впечатление, что Он уходит, и даже более, что Бог из друга превращается в твоего противника. Об этом сказано в Библии -,«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Бытие 32, 24-28).
Эту цитату я услышал на проповеди пастора моей церкви. И это была последняя проповедь, которую я услышал от него, прежде чем покинуть церковь. Гонения моих братьев и сестер вынудили меня покинуть общину. Но тогда через пастора было сказано ко мне Слово о том, что ожидает меня в дальнейшем, к чему призывает меня Бог. То есть, о выходе в пустыню и одиночестве.
Далее были многочисленные скитания по церквям в попытках найти себе общину, которые окончились безрезультатно. Конечно, так эти попытки выглядели с моей точки зрения, с позиции человека, который отчаянно нуждался в общении с братьями и сестрами, но не получал его. С точки зрения Бога, все совершалось так, как Он запланировал и предопределил. Но смириться с Божьей волей было черезвычайно сложно. Подобно тому, как сейчас существует немало людей, которым не нравится собственная церковь. Она их не удовлетворяет и они хотят найти себе другую церковь, лучше и совершеннее. Или же они поглощены страстью церковного реформирования и воюют с церковными авторитетами и уставами. Они словно бы ставят Богу ультиматум - пусть даст им достойную церковь или сделает их церковь лучше. Они хотят идеальную церковь. И не понимают, что Бог призывает их менять вовсе не церковь, а самих себя. А для этого побуждает выйти в «пустыню».
Опыт пустыни необходим человеку, чтобы сделать его независимым. Многие верующие относяться к этому качеству подозрительно. Но мы страдаем на самом деле от того, что не умеем принимать наших ближних такими, какие они есть, и «не разрешаем» им быть самими собой. Они нам кажутся не таковыми, какими должны быть в нашем представлении. Нам кажется, что они делают не то, что нужно, и говорят, не так как следовало. Мы слишком скоры на суд и осуждение. Но это, прежде всего, говорит о нашей собственной несамостоятельности и отсутствии независимости. Отсутствие дистанции между тобой и другим человеком делает тебя заложником других людей, их влияния на тебя. Людям тесно друг с другом, если в их отношениях нет терпимости, милосердия, толерантности, уважительности к иному мнению.
Помню, я осуждал своих братьев и сестер в том, что они занимают пассивную позицию по отношению к беззакониям в церкви. Но теперь понимаю, что эти беззакония видели лишь немногие, и среди них было еще меньше тех, кто не хотел с ними мириться. На самом деле, существует множество людей, которым необходимо управление извне. Которым нужна церковь и пастор. Образно говоря, нужен царь. Без него они не могут самостоятельно идти по жизни в нужном направлении. И они готовы терпеть многие неудобства, чтобы не лишаться необходимого. По этой причине нужны даже пасторы авторитарного типа. Вы, кстати, не задумывались о том, почему столь популярны некоторые протестантские пасторы ярко выраженного авторитарного типа, такие, как А. Ледяев? Разве его успех не говорит о том, что востребованы именно такие пасторы? Что молодежи нужен сильный лидер и пример для подражания?
Тогда же меня очень «заедало», что только единицы вели себя принципиально и достойно. Остальные, "не желали портить отношения" с руководством. Меня выводило из себя то, что они подводили под свой конформизм богословскую базу - мол, руководство в церкви ставит Бог, значит, мы не должны и слова говорить ему (руководству) поперек. Это было, как я понимал, большой проблемой в общине, если даже шведский пастор Ульф Экман, в ведении которого находилась наша церковь на Украине вынужден был прочитать проповедь (правда, в далекой Швеции, и доставленную к нам на видеокассетах) на тему вреда беспринципности молчаливого большинства в церкви. Я видел, что подобная зависимость от руководства и от общины держится на страхе. На страхе быть не таким, как все, и лишиться таким образом общения с остальными. А страх, как известно, парализует веру и творческое дерзновение человека.
В церкви я понял одну существенную вещь. Подавляющему количеству людей свобода не нужна. Им нужен сильный лидер, который бы решал за них проблемы. Но разве ж я открыл Америку? Разве библейская история о том, как израильтяне требовали себе царя, "чтобы у них было, как у других народов", не об этом же? И порою как раз для того, чтобы человек пришел к пониманию необходимости быть свободным, самостоятельным и разумным, Бог допускает авторитарных лидеров, не заботящихся о людях и строящих жесткие организации с административной системой управления.
Чтобы сделать человека свободным, Бог доводит его состояние до высшей степени несвободы, ставя его в узы зависимости и тяжелого ярма. Как это было с евреями в Египетском рабстве, когда трудовые повинности все более возрастали, а условия жизни становились все более суровыми. Тогда человек оказывается перед радикальным выбором - жить в сытом рабстве, под диктатом пастора и при иллюзии спасения, либо - действительно идти узким путем. Либо жить чужим умом, «под фараоном», либо учиться жить своим собственным. А последнее и предполагает "пустыню". Без испытаний, без узкого пути никакой солдат, по известному выражению, никогда не станет генералом. И еврейское предание говорит о том, что далеко не все евреи вышли с Моисеем в пустыню, что были и те, кто остался жить в Египетском рабстве. Узкому и опасному пути свободы и совершенствования они предпочли гарантированную похлебку за свой рабский труд.
Вот если человек идет по пути духовного совершенствования, то рано или поздно перед ним встает вопрос о достижении зрелости, которая в свою очередь невозможна без обретения самостоятельности и независимости. Когда сам человек должен решать, как ему жить и что ему делать.Тогда вопрос внешней иерархии упраздняется за счет выработки у человека иерархии внутренней. Внутренняя иерархия - это иерархия духовных ценностей. Это тот опыт общения с Богом, те духовные плоды, выработке которых и способствует пребывание в пустыне. Это Бог, Который находится не извне, а внутри тебя самого. Когда человеку уже никто, кроме Него не указывает, как ему нужно жить, и что нужно думать. Как сказано в Библии - «Духовный человек имеет суждение обо всем, а о нем судить никто не может».
Не существует развитой личности без внутренней иерархии. Без системы ценностей. Без выработанного механизма принятия решений. Без цели и смысла. Без всего этого - хаос и деградация. По этой причине внутренне незрелому, хаотичному человеку нужен внешний лидер. И по этой же причине нужда в таком внешнем лидере отпадает, когда человек становится зрелым и самостоятельным.
Итак, независимость всегда в цене. То ли в церкви, то ли в обществе. В пустыне человек платит цену за свою независимость, то есть, обретает ее. И когда Иаков в пустыне боролся с Богом, он, конечно, не воспринимал Бога, как своего спасителя и друга, но, скорее, как противника. «Почему Бог оставил меня и не отвечает на мои молитвы? Почему допустил такие суровые обстоятельства?» - задавал и я себе вопрос. И лишь позднее я понял, что только таким образом Бог мог создавать, «лепить» меня. Делать меня независимым и свободным.
Категория: Мои статьи | Добавил: cetroi (2008-05-30) | Автор: Александр Яковлевич Грайцер