**Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь... Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.** (Иоанн 5, 19-20, 30). Помню еще в детстве в музее увидел панораму сражения времен войны. И остановился перед ней в удивлении. В отличии от висящих на стене картин, панорама с ее трехмерным изображением, с объемными фигурками людей, с округлой сопкой, с рекой, текущей извилистой лентой и огибающей эту сопку, со всем этим выпуклым ландшафтом казалась мне намного правдоподобнее, живее, чем плоские картины. Удивило то, что в зависимости от того, с какого места ты смотрел, тебе открывалась несколько иная картина. Смотрел слева - видел бегущих в атаку солдат. Смотрел справа - видел залегших за сопкой их противников, пока не видимых для атакующих, но уже готовых встретить их беспощадным огнем. Где-то посредине перед панорамой была точка обзора, с которой были видны и атакующие и обороняющиеся. Я то удалялся, то приближался к панораме, отходил в ту или иную сторону, смотрел с более высокой или более низкой позиции. И благодаря смене точки обозрения я видел то, чего не видел раньше... Точка обозрения или созерцания, становясь привычной точкой, с которой человек смотрит на мир, становиться его точкой зрения или позицией. Каждый человек обладает своим особым восприятием и пониманием мира. Своей точкой зрения, с которой он и воспринимает окружающий мир. От этой-то точки зрения и зависит - каким человек воспринимает мир. Кто-то, например, видит мир черезвычайно красивым, а кто-то - черезвычайно смешным, юмористическим. Один воспринимает жизнь радостно, как Божий дар, а на другого она навевает смертную грусть и тоску. Один живет прошлым, а иной парит в мечтах и фантазиях, а третий - видит только настоящий момент. Для кого-то мир - словно плоская картина, где фигурки людей серые и однообразные. А для другого - каждый человек словно непознанная вселенная, таинственная и притягательная в своей значительности. Мир для такого сложен и многогранен и подобен архитрудному ребусу, который нужно разрешить... От того, с какой точки зрения смотрит на жизнь человек, зависит, собственно говоря, и сама жизнь человека. Счастливая или несчастная. Успешная или безуспешная. Бессмысленная или полная смысла и значения. То, что человек видит, равно как и то, что он слышит, определяет в нем то, что человек знает. А то, что он знает, определяет, как человек живет. И кем он, в сущности является. А кто способен увидеть мир глазами всех? Посмотреть через призму восприятия каждого, с любой точки зрения? Кто может настолько выйти из себя, чтобы одновременно быть со всеми? Панорама, которую при этом он видит, создаст удивительный объем, глубину и полноту жизни, ее непрекращающееся разнообразие. Так иной писатель описывает в своем романе каждого персонажа, создавая сложную структуру жизни. Контраст радости и горя, надежды и безнадежности, любви и ненависти... Пересечение сложных характеров и линий судьбы. Сочетание прошлого, настоящего и будущего. Изображение жизни такой, как она есть, в ее непрекращающемся развитии... Однажды, зайдя глубоко в пустыню, Моисей увидел странный куст. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая... И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. * * * С какой же точки зрения смотрят на жизнь верующие люди? Что они видят? Каким они воспринимают мир? Целым или раздробленным? Простым или сложным? Верующих объединяет между собой то, что все они верят в Бога. Но все остальное, кажется, их разделяет. Вопросы вроде тех, - как поклоняться Богу? Какая религия или конфессия правильная? Как понимать Писания? и т.д. - служат для верующих камнем преткновения и разделения. Камнем, о который, как написано в Библии, преткнулись строители. Но который и стал главою угла. То есть, положен в основание всего мироздания. Этот камень - камень мудрости и единства. С него открывается панорама, которая объединяет всех. Однако парадокс состоит в том, что большинство верующих этот камень почему-то отвергает. Возникает законный вопрос - почему? Многим из них присуще так называемое черно-белое восприятие мира. В отличии от панорамного видения, такое зрение узкое и примитивное. Все в нем поделено на две категории. Вот это - ложь, а вот это - правда. Вот - грех, а вот - святость. Вот это - друзья, а эти - враги. Вот это учение - истинное, а это - еретическое и т.д. У человека, разделяющего мир по черно-белому принципу, выявляется стойкое пристрастие все явления жизни, с которыми он сталкивается, отнести в белый или черный реестр. А затем осудить, как грех, или оправдать, как святость. После чего обязательно навесить на явление или на человека соответствующий ярлык. **Лжец!** **Лицемер!** **Грешник!** - постоянно слышаться подобные оценки в кругах верующих людей. И далее уже следует вердикт - **Не прикасайся!**, **Не дотрагивайся!** **Не вкушай!**. Один человек может просто не понять другого, может быть, даже не расслышать его, но суд спешит впереди понимания. Инерция черно-белого восприятия велика. **То, что я не понимаю, то я не принимаю, то что я не принимаю - то грех! В итоге грехом является все, что я не понимаю** - по такой логике живет черно-белое сознание. И невдомек разобраться и поискать глубины восприятия. Ведь узкому видению кажется, что оно и так все знает и ему все известно. Мир в его представлении очень простой и в нем всего лишь две краски - черная и белая. Всего лишь два состояния - добро и зло. Всего лишь две составляющих - грех и правда. Плоскостное видение является надежным стопором сознания и, как крепкий замок на двери, не дает возможности проникнуть в иные миры. Правда при таком видении не может существовать без лжи, а святость - без греха. Черный цвет обязательно нужен белому для баланса, для уравновешивания частей. Как птице нужны два крыла для полета. Иначе, как не осудив грех, не поймешь где правда. Вот почему для черно-белого восприятия непреодолимо искушение судить. Ведь собственная святость видна только на фоне чужого греха. Иначе она и не просматривается. Собственная правота явна лишь на фоне чужих заблуждений. Иначе как она оправдается в своих глазах? Почитайте религиозную литературу конфессиональной направленности. Она полна примерами черно-белого восприятия. Так, к примеру, баптисты, видя мир со своей точки зрения, осуждают пятидесятников, а пятидесятники, в свою очередь - баптистов. Зато и баптисты и пятидесятники **объединяються** между собой в их совместном осуждении харизматов. Затем эта троица ситуативно **объединяеться** в осуждении и враждебном отношении к другой группе, к примеру, православия. А православие осуждает протестантов, ну и так далее и до бесконечности. * * * Религиозное сознание в его ранних, детских формах неизбежно оказывается под властью Закона. Закон безжалостно разделяет мир на праведность и грех, осуждая при этом последний. И действительно, закон учит человека основополагающим нормам и правилам поведения - тому, что убивать - это зло, воровать - зло, лгать - зло... И с этой точки зрения закон справедлив и необходим. Он свят. Однако, по мере взросления человека и роста его сознания должно происходить **усложнение** видения. Чем мудрее становиться человек, тем отчетливее он видит неспособность закона объяснить и понять сложные реалии жизни. Закон, как грубый фильтр, отфильтровывает лишь большие куски грязи, но не способен разобраться в тонкостях реального многообразия и сложности мироздания. Да он и не призван этого делать. Надо помнить, что закон, как о нем пишет Библия, дан для особой категории людей - для преступников. И дан лишь для одной цели - для исправления. И именно законом определяются грехи и преступления. Совершил грех или преступление - подпадаешь под действие закона. А если не совершил таковых, то какое отношение имеет к тебе закон? Оказывается, имеет. По мнению опять таки законнического черно-белого видения. Все - согрешили, - говорит оно, а значит и все виноваты! И вот чтобы перейти из разряда виноватых в разряд правых, человек должен совершить ряд религиозных действий. К примеру, покаяться. -**Но я и не чувствую себя виноватым** - скажет иной. -**Все равно виноват! Перед Богом все виноваты!** - возразит ему законник. Помню, как некий верующий буквально вцепился в меня мертвой хваткой, требуя исповедать Иисуса - Господом. Иначе он не мог со мной нормально разговаривать. Отсюда, с манипуляции, и начинается религиозное насилие, которое со временем вполне может вылиться в кровопролитную войну. Или человек обязательно должен, по мнению такого законника, стать адептом определенной религии или членом церкви. **Только в церкви можно получить спасение!** - заявит он. И вот человека уже судят по его принадлежности или не принадлежности к церкви. Перед лицом закона все становяться преступниками - такова идеология законничества. И человек, попадающий в такую атмосферу уже виноват. Изначально. Только потому что он человек. Наследник согрешившего Адама. Так происходит глобальное разделение мира на спасенных и неспасенных, на праведных и грешных. На правых и виноватых. Насколько правомочен такой образ мысли? Насколько он соответствует реальности? Судите сами... * * * ...Однажды я пришел со своей собачкой в гриль-бар. Пришел за косточками для нее, собачке нечего было кушать. В баре было почти пусто. Лишь двое подвыпивших сидели за одним столиком, распивали бутылочку и закусывали курочкой. Я сел в конце зала, решил подождать пока они уйдут, чтобы потом забрать косточки. И вот пока я сидел, в моем уме и сердце развернулось целое сражение. Одна мысль начала осуждать пьянство (а у меня с этим злом свои счеты, семейные), а заодно начала осуждать и этих пьяниц. Вторая мысль стала говорить мне - послушай, не суди этих людей, посмотри на них глазами Бога. Подумай о том, как Он к ним относится, как Он их любит. Подумай, почему они докатились до такой жизни и т.д. Минут десять я выбирал какая-точка зрения мне подходит и как мне относиться к этим людям. И я выбрал любовь к ним. Я твердо стал на эту точку зрения и отмел точку зрения, с которой открывалось осуждение. За моим решением последовало, как по цепной реакции, изменение моего сердечного отношения к ним. В сердце появилась теплота и любовь к этим людям. А затем, случилось то, что я называю вмешательством в ситуацию Всевышнего. Один из этих людей оглянулся, заметил мою собачку, подозвал ее и, отломив полкурицы, отдал ей. Способен ли грешник на добрый поступок? - спросил я тогда себя. Ответ был очевиден. И дошло до меня, что человек на самом деле очень сложное существо. В нем есть все - и правда, и грех, и потакание греху, и борьба с ним, и любовь и надежда, и предательство, и вера, и неверие, и покаяние и т.д. и все это способно уживаться в одном и том же человеке одновременно. Борьба, происходящая в самом человеке может достигать в нем колоссальной силы напряжения и драматизма. Благодаря этой борьбе человек способен на высочайшие подвиги самопожертвования и героизма или наоборот, на глубочайшее падение и деградацию. Именно напряжение и сила этой борьбы определяют цену и весомость победы, значимость результата, качество и количество плодов его. И порой исход этой борьбы решает всего лишь какая-нибудь мелочь. Чья-то улыбка или доброе слово. Или, наоборот, осуждающий взгляд или болезненный толчок локтем... Человек так же сложен, как и мир, в котором он живет. Однако законническое сознание определяет это одним лишь словом - грешник! Оно способно видеть в человеке один только грех. И вместе с водой, как говориться, выплескивает и ребенка. Вместо борьбы со злом оно бореться с самим человеком. Вот и Христа законническое сознание увидело только богохульником и нарушителем общественных устоев. Законническое сознание и Самого Бога посадило на скамью подсудимых и вынесло Ему смертный приговор! * * * Конечно, оправдывая борьбу со злом, я вовсе не оправдываю само зло, то же пьянство, которое считаю грехом. По отношению к нему я стою на позиции (точке зрения) закона, который называет пьянство грехом. Но дело в том, что я принимаю не только одну эту точку зрения. Есть еще множество точек зрения, с которых стоит посмотреть на это явление, и учитывая их все, принять самое оптимальное решение, необходимое для этой конкретной ситуации. Выбрать оружие или средства борьбы. К примеру, рассмотрев ситуацию с разных сторон, можно увидеть необходимость обличения греха. А в другом случае понять, что обличение будет неуместным и оно только усугубит зло, натолкнувшись на отторжение и неприятие. Вызовет агрессию со стороны обличаемого и ожесточение. В этом случае более подойдет доброе слово. Или сочувствующее молчание... Если говорить о помощи людям, зависимым от пьянства, то обличение, с моей точки зрения, - это часто последнее дело, к которому нужно прибегать в данном случае. А вообще, никакие правила и инструкции, учения и доктрины не в состоянии объять собою необъятное - живое течение жизни, многообразие жизненных ситуаций. В одном случае человеку нужно проявить твердость. В другом - мягкость. В третьем - гибкость. В четвертом - комбинированное применение средств и т.д. Для этого человеку даны иные инструменты, нежели требования закона - разум и мудрость, совесть и духовное водительство. Всякое дело, с которым собираешься разбираться, нужно исследовать. И для этого необходимо посмотреть на него с различных сторон. * * * Какими же глазами должны смотреть верующие на этот мир, друг на друга и на всех людей вообще? К какому видению обязывает их высокое призвание? Если посмотреть на человека, делающего вам зло, или на жестокий мир, окружающий вас, не плоско, то есть увидеть не только то, чем он обращен к вам в данный момент, а многомерно, панорамно, то многое может проясниться. И начать восприниматься в ином свете. Например, если посмотреть с точки зрения историка. Как этот жестокий человек или мир эволюционировал до этого падшего состояния? Ведь он же не родился злым, не правда ли? И многое можно понять при таком исследовании и взгляде на человека или на мир, в котором мы живем. И понять, и простить, а может быть даже и оправдать. А если посмотреть с точки зрения будущего. Посмотреть, так сказать, глазами веры. С точки зрения обетований о Царстве Божьем. Каким может быть прекрасным человек и мир, когда Бог очистит его от зла и наполнит его радостью и любовью. Может быть, во имя этого нужно любить его? А если, допустим, посмотреть с точки зрения твоего личного пути в Боге. Для чего этот человек повстречался именно тебе? Почему тебе довелось жить в мире именно сейчас? В таком мире, каков он есть, порою жестоком и несправедливом? Не для того ли, чтобы ты попытался проявить к нему великодушие и любовь, смог, преодолев себя, помочь ему стать лучше? Такая вот разностороннесть и глубина зрения и называются мудростью. Которая учитывает множество факторов. Иногда есть смысл в том, чтобы искать в каждом явлении или человеке позитивное, доброе. Ведь можно сосредоточиться на чем-то негативном, а можно, наоборот, искать доброе в любом, даже в самом злом человеке, поступке или явлении. ** И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним.** - сказал Бог пророку Иеремии. Видя доброе в человеке и в мире, ты пробуждаешь и в нем и в себе самом это добро. Так, размышляя над Библией, я часто задавался вопросом - почему Иисус во время Своего страдания, когда висел распятый на кресте, молился такой странной молитвой - **Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!**? Почему не осудил их, ведь было же за что? Это как же нужно относиться к людям, чтобы в момент, когда они тебя убивают, то есть, совершают одно из самых страшных преступлений, не желать им зла и просить за них прощения?! Какими нужно видеть этих людей, как нужно верить в них, как любить их?! Каким глазами нужно смотреть на них?! Ответ один - нужно смотреть на них глазами Бога. * * * В отличии от черно-белого, линейного восприятия, панорамное зрение - объемно. Для него нет тупиков и заторов. При линейном видении одна точка зрения вытесняет другую. Права либо та, либо другая. При сталкивании противоположностей обязательно возникает конфликт и противоречие. **Я - права!** - настаивает одна точка зрения. **Нет, я права!** - не менее агрессивно утверждает другая. При линейном зрении это противоречие устраняется только лишь победой одной из сторон. А сама война может длиться бесконечно долго, тысячелетиями. Пожалуй, самым серьезным конфликтом в моей жизни до сегодняшнего дня я считаю историю, произошедшую со мной в одной поместной общине, куда я пришел сразу после моего обращения к Богу. Приняв этих людей, как свою новую, уже духовную, семью, полюбив их, и став таким образом зависимым от них, через некоторое время я был отвержен ими. Произошло это в результате обличения мною пастора общины, которое сам пастор воспринял крайне болезненно. Его ответные меры, направленные против меня, были неадекватны. Он объявил меня заблудшим и одержимым нечистыми духами, запретил общаться со мной всем членам общины, а впоследствии в грубой форме, используя шантаж и угрозы, потребовал, чтобы я покинул общину. Никто из членов общины не встал на мою защиту и я вынужден был уйти, за что впоследствии не раз осуждал себя. Несколько лет после этого я буквально не мог прийти в себя из-за этого случая. Я чувствовал себя глубоко уязвленным, отверженным людьми, а главное, преданным Богом. Я не мог понять, как Всемогущий Бог допускает такие вещи в Своей церкви? Я впал в глубокую депрессию, из которой выкарабкивался много лет. Совершенно неожиданно для меня на моем жизненном пути возникла пропасть, настолько широкая и глубокая, что я не мог ее преодолеть. Я не видел выхода. Бог, казалось, не отвечал в то время на мои молитвы. Некоторое время я просто бездействовал, рассчитывая на то, что время само залечит мои раны и Бог поможет мне. Но время не лечило, а Бог не помогал. Так я понял, что мне необходимо было начать действовать самому. Я вынужден был мобилизовать все свои силы для своего спасения. Так, в трудной борьбе с обстоятельствами и с самим собой, буквально преодолевая себя, я с немногими друзьями организовал клуб, сыгравший значительную роль в моей жизни. А потом - еще один клуб, и еще... Чтобы разобраться в ситуации и понять, что со мной происходит, я начал писать. В результате на свет появилось около двух десятков статей, которые были опубликованы в христианских изданиях. А друзья создали (собрали, отредактировали, придумали концепцию и напечатали) мою первую книгу. Ныне, спустя более десятка лет, прошедших после той истории с общиной, я совершенно иначе оцениваю ее. Благодаря пройденному пути я увидел все в ином ракурсе, чем прежде. Я понял, что для моего становления мне был необходим опыт преодоления себя и неблагоприятных обстоятельств. И мне нужен был толчок для раскрытия того потенциала, который был во мне. Перенесенные страдания дали определенную глубину восприятия и некую отзывчивость (я бы назвал ее даже - болезненной отзывчивостью), позволяющей видеть ситуацию с некоторой специфической точки зрения - с точки зрения уважения личностных свобод человека, уважения к его, отличной от большинства, точке зрения. Посмотрел я с иного ракурса и на поведение пастора и членов общины в той истории. И увидел, достойную снисхождения, немощь и страх. И понял, что они не в осуждении нуждаются, а в помощи. В расширении сознания и углублении видения. Для чего, собственно, я и пишу свои статьи. Правда, вопрос - сумеют ли они принять эту помощь? - остается открытым. Панорамное зрение способно видеть ситуацию с различных позиций. И при этом не отменяется ни одна из них. Точнее сказать, панорамное видение учитывает самые разнообразные точки зрения. Само видение обогащается различным опытом, пониманием сиюминутной правоты или неправоты различных точек зрения. И при этом панорамное зрение оказывается способным найти ту точку зрения, с которой данное противоречие снимается. . * * * Часто бывает, что стоя на одной точке зрения, человек упирается в серьезный конфликт, в **проклятый** вопрос, над которым он бъется в поисках решения порою всю жизнь. Но взглянув с другой точки зрения человек начинает видеть, что эта проблема не стоит и выеденного яйца. Иной материалист может и не согласиться с подобным утверждением. Как смена точек зрения на проблему может решить саму проблему? - недоумевая, спросит он. Как, допустим, проблема нехватки денег может быть решена сменой ракурса видения? Однако об этом учит Иисус, советуя не заботиться о пище и одежде, но всецело вверить себя на попечительство нашего Небесного Отца. И когда удается найти решение сложной проблемы или вопроса, человек, естественно, испытывает облегчение. С его плеч, как говориться, сваливается гора. А представляете себе ситуацию, когда для человека уже решены все вопросы и проблемы и снято тяжелейшее бремя? Дело в том, что всякий конфликт неизбежно разделяет сознание человека, его личность. Нам порой кажется, что мы конфликтуем с внешними обстоятельствами или другими людьми. Но фактически каждый из нас связан друг с другом и с окружающим нас миром множеством невидимых нитей. В каждом из нас на глубочайшем уровне заложено единство и целостность, которую и разрушает конфликт или противоречие. Конфликтуя с другими, мы конфликтуем с самими собой! Адам имел гармонию с окружающим миром до его изгнания из рая. Эта та гармония, которая присуща до определенного возраста детям. Задавались ли вы вопросом - почему детям, как сказано в Библии, **принадлежит Царство Божье**? Потому что именно дети пребывают в таком состоянии, когда они способны воспринимать мир в его первозданности, чистоте и красоте. Дети, чье сознание еще не разделено и не замутнено, и в чьем сердце непрерывно бъется живительный источник радости и счастья. Чтобы взрослому отыскать такую точку зрения на мир порой требуется приложить колоссальные усилия. Ведь нужно вернуть себе личностную целостность, гармонию и доверие к миру, которые взрослые неизбежно теряют, соприкасаясь с реалиями жизни. Жизнь порой показывает человеку такие картины, в которых мир воспринимается сущим адом. Вся человеческая низость и жестокость, коварство и мрак, все торжество зла видны на этих картинах. Человек, видящий мир с этой позиции, сам становиться злобным и жестоким, не способным видеть добро и верить в любовь. И лишь встреча с Богом, помощь от Бога в том месте, в котором Он тебя ждет, способны вновь вернуть человеку утраченную гармонию и целостность. Поместить его на такую точку зрения, с которых совершенно не видно зла, с которых не видно греха. Потому что там нет закона и нет обвинителя. Там несчастный, внутренне разбитый человек, вновь превращается в любимого сына, а строгий судья превращается в доброго и любящего Отца, мудрого и совершенного, все понимающего и все прощающего. Это те точки зрения, с которых открывается дивный вид на Божье Царство. Место, в котором живет совершенство. Глядя на мир с этих точек зрения, ты начинаешь понимать, что Бог присутствует во всем. Альфа и Омега, начало и конец. И путь от начала в конец, за которым открывается бесконечность. * * * • Человек спросил у Бога - **За что Ты меня любишь? Ведь я - грешник, гордый, лицемерный, хитрый, похотливый, деньги люблю и злым бываю часто... Бог ответил - **Пока ты видишь все эти грехи в себе, ты не осуждаешь за них других людей. А только - самого себя. А уж если начал судить других, то перестал видеть их в себе.** Человек спросил у Бога - **А если я вижу в других людях добро?** -**Значит это добро есть и в тебе самом.** - ответил Бог. Но человек не унимался и спросил далее - **Господи, а видишь ли Ты Сам мои грехи?**. Бог ответил - **Нет, Я вижу твое совершенство.** . |